Найти тему

Формирование Первой Антифранцузской коалиции

Как мы помним из прошлой части, Король, после попытки бегства был доставлен в Париж. Власть постепенно переходила из его рук в руки жирондистов и якобинцев, так сильно пугающих европейские дворы своей радикальностью. Оставили свой след и французские эмигранты, более всех заинтересованные в борьбе с революцией во Франции. Ещё с 1790-го года Австрия и Пруссия заключили союз для вмешательства в дела Франции, однако, проведя первичные военные приготовления, так и не приняли серьезных действий для борьбы с революцией. Несложно догадаться, что другие государства, в частности, Англия и Испания также поддержали начинания немцев, боясь революционных идей, плодящихся как грибы после дождя по всей Европе. Однако, серьезного повода для вторжения во Францию пока не было, пока, в 1791 году, Король не совершил попытку к бегству, что стало серьезным сигналом для Европейских монархов. 20 апреля 1792 года Франция сама объявила войну Австрии в связи с её недружелюбной политикой. И с этого момента спусковой крючок был нажат и Европа подписала себе приговор на ближайшие два десятилетия.

Император Австрии Франц II. Портрет работы Леопольда Купельвизера.
Император Австрии Франц II. Портрет работы Леопольда Купельвизера.

Союзные войска к лету 1792 года сумели подтянуть к границе с Францией порядка 250-ти тысяч человек, французы имели в два раза меньшие силы, да ещё и державшиеся на чистом энтузиазме без всякой теоретической поддержки - большая часть офицеров и генералов успела покинуть Францию, а оставшиеся только и искали возможность перехода на сторону Европейских монархий. Однако, в свою очередь, союзная Европейская Армия, несмотря на всю свою очевидную мощь была не так сильна, как казалось бы по ряду причин. Во-первых, армией командовали старые генералы Фридриха Великого, совершенно не освоившие его уроки, продолжающие придерживаться устаревшей кордонной тактики, казалось бы уже разрушенной Румянцевым, Суворовым и самим Фридрихом Великим лет так двадцать назад. Во-вторых, как это бывает во всех союзных армиях (вспомнить тот же Западный Фронт Первой Мировой Войны), не было никакого командного единства, каждая армия тянула одеяло на себя. Наконец, в-третьих, в самих армиях было достаточно проблем с командованием. Прусский Король имел решающий голос перед более опытными по сравнению с ним генералами, а в Австрии гофкригсрат (Толстовский хофс-кригс-вурст-шнапс-рат) также сильно препятствовал действиям талантливых генералов. Более слабые и неопытные французы же планировали выставить против немецкой тактики систему сомкнутых масс, так сильно себя зарекомендовавшую в Войне за Независимость Америки. На левом берегу Рейна французская неопытность, подкрепленная новаторством столкнулась с вековой немецкой мощью, покрытой словно язвами устаревшими и изжившими себя элементами.

С начала войны французы решили нанести первый удар в Бельгию, однако, не получив должного успеха, перешли к обороне. 1 августа антифранцузские силы герцога Брауншвейгского перешли Рейн и сосредоточились для вторжения вглубь Франции. Герцог рассчитывал, что маленького удара по Франции будет достаточно для консолидации всех консервативных сил против революции, являвшейся по его мнению меньшинством. Он начал распространять во французских городах угрожающие листовки против революции, в надежде, что таким образом национальная гвардия сложит оружие и покориться более сильным немцам. Однако, все его действия оказались тщетны. Во-первых, Франция действительно была революционизированной и из консервативных элементов остался только Король. Во-вторых, угрожающие листовки не имели никакого положительного для немцев результата - они только обострили отношение французов к ним и побудили молчаливый нейтралитет присоединиться к французской революционной армии. Да такими темпами, что к октябрю французская армия насчитывала уже 400 тысяч человек вместо 125 тысяч летом. Да, безусловно, пока эта армия не имела ни офицерского командования, ни нормального интендантства, однако, уже в силу своей численности и уверенности в победе была наголову выше своих немецких противников. Возглавил её генерал Дюмурье.

Орас Верне. "Битва при Вальми".
Орас Верне. "Битва при Вальми".

19 августа герцог Брауншвейгский двинулся на Париж и 23 августа вошел в Лонгви. 2 сентября пал и менее укрепленный Верден, однако, продвижение основных войск через тяжелые Арденнские дороги заставило его уменьшить темпы наступления и позволило французам подготовиться к решающей битве. И эта битва произошла под деревней Вальми 20 сентября 1792 года. Здесь основные французские части наконец встретились передовыми немецкими. Герцог пытался отрезать основные силы французского генерала Дюмурье от Шалона, однако, когда опасный маневр был почти завершен, ему навстречу вышел Келлерман, временно принявший командование французской армии. Герцог, не ожидавший серьезного сопротивления от французов, не сумел пробить их оборону и, после двух безуспешных атак, отошел. Он потерял в этом бою порядка 1800-та человек при потери 3-тысячных потерях французов.

Жан Виктор Адам. "Сражение при Вальми".
Жан Виктор Адам. "Сражение при Вальми".

Эта была первая победа французской армии, в какой-то степени благодаря умению революционных генералов, в какой-то - в связи с воодушевленностью солдатской массы, отчасти благодаря знаменитой французской артиллерии. Так или иначе, немецкие интервенты, несмотря на несерьезность потерь, были вынуждены отойти за пределы Франции, а в Париже были развязаны руки и уже на следующий день Король потерял свою корону. Франция стала республикой. О последующих событиях как на фронте, так и внутри молодой республики, мы будем говорить в следующей части.

#ВФР #великаяфранцузскаяреволюция #антифранцузскаякоалиция #европа #история #военнаяистория #революция 1789 #наполеон #наполеоновские войны