Модное ныне направление «минимализм» многие понимают слишком буквально. Голые стены, матрац на полу и отсутствие вещей.
Если мы уберем крайности, то минимализм в первую очередь будет означать осознанность и осознанное потребление.
Применяя это к детям, осознанность для родителей будет заключаться в честном ответе на вопрос: чего я хочу для своего ребенка?
Думаю, большинство родителей ответят — счастья.
"Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив и вырос счастливым человеком".
А игрушки сделают вашего ребенка счастливым? Какое количество игрушек необходимо, чтобы ребенок ВЫРОС счастливым?
Ребенку важны не игрушки, а ваше внимание. Чувству счастья способствует времяпрепровождение всей семьей, совместные прогулки и дружба.
Но ведь развитие детей и детство не мыслимо без игрушек! Это так. Здесь важно понимать, что ребенку важна не сколько игрушка, сколько игра (как деятельность).
Психологи заметили, что при большом количестве игрушек, у ребенка, как правило, нет любимой игрушки. А любимые игрушки ему необходимы, т.к. они формируют привязанность и умение ценить то, что имеешь.
Большое количество игрушек создает захламленность в квартире, что в свою очередь способствует развитию стресса у всех членов семьи. И дети к этому особенно восприимчивы. Во время игры внимание рассеивается и, чем больше у ребенка игрушек, тем меньше в итоге он может придумать игр с ними. Мозг перегружается, ребенок устает еще и не начав играть.
Чем меньше у ребенка игрушек, тем ребенок более вовлечен в игру. Его ничего не отвлекает. Ребенок ищет больше конфигураций игр, развивается фантазия и творческое мышление. При этом, чем менее определена игрушка, тем больше она развивает воображение. Сравните: детский мобильный телефон и деревянная дощечка. Дощечка в игре может быть телефоном, шоколадкой, столом, крышей и чем угодно еще. А телефон, только телефоном.
Однажды я заметила, что мой ребенок перестал получать удовольствие от игрушки сразу после ее покупки. То есть ему стал важен сам факт покупки, а не игрушка. Он радовался моменту покупки, потом приносил игрушку домой, клал ее вместе с другими такими же и мог не играть с ней всю ближайшую неделю. Я почувствовала с его стороны обесценивание вещей. Игрушка перестала быть ценностью. Тогда я и задумалась о минимализме в отношение детских игрушек.
Если вы столкнулись с подобной проблемой и не знаете с чего начать, я выделила 12 пунктов, которые помогут вам подступиться к сокращению количества игрушек (при увеличении развивающего эффекта от игр):
1. Начинайте постепенно и последовательно. Не пытайтесь решить проблему одним махом. Даже, если у вас хватит на это сил, ситуация быстро повториться вновь.
2. Определите категории. Например:
- спорт.инвентарь
- настольные игры (в том числе, мозайки, пазлы и т.д.)
- сюжетно-ролевые игры
- сенсорное развитие
- конструктор
- материалы для творчества (краски, пластилин, фломастеры, наклейки)
3. У каждой игрушки должно быть свое место. Введите такое правило, храните игрушки по категориям (и\или по зонам) и следите, чтобы они убирались на место.
4. Убирайте игрушки, с которым ребенок не играет (например, в течение недели), и которые ему еще или уже не по возрасту. Просто сложите их отдельно и уберите из доступа ребенка.
5. Собирайте природные материалы. Шишки, желуди, веточки, палочки. Всё это может стать отличным развивающим материалом, например, для сенсорной коробки и развития мелкой моторики. Взамен пластиковых игрушек.
6. Делайте игрушки сами (а еще лучше вместе). Гараж из картонной коробки, бумажные куколки и нарисованная сменная одежда. Это не только экономит бюджет, но и отлично развивает мозг ребенка.
7. Учите ребенка создавать проекты. Вместо того, чтобы возится в горе пластика, предложите ребенку проект. Например, наблюдение за перелетными птицами. Ребенок может фотографировать их, искать о них информацию, наблюдать закономерности их поведения. Такая исследовательская деятельность под руководством взрослого будет для ребенка увлекательной и развивающей игрой. К тому же это отлично подготовит его к дальнейшей учебной деятельности в школе.
8. Учите ребенка бережно относиться ко всем игрушкам, ремонтируйте их. Не покупайте сразу новую игрушку взамен старой.
9. Следуйте за ребенком. Не покупайте игрушки, потому что они должны быть в этом возрасте. Не покупайте игрушки не по возрасту. Рассказывайте друзьям и родственникам, какие игрушки можно дарить вашему ребенку, а какие не стоит.
10. Обращайте внимание на реакцию ребенка после покупки игрушки. Она покажет в чем именно была потребность у вашего ребенка - в конкретной игрушке или в вашем внимании.
11. Определитесь заранее, что вы ответите на очередное «мама, я хочу …, купи!». Чтобы не растеряться в магазине и не купить очередную машинку, подготовьте свою позицию заранее.
12. Не покупайте игрушки, чтобы избежать капризов. Не стоит приучать ребенка "заедать" свои эмоции, к тому же это еще и захламляет ваш дом.
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций поддержки семьи и детства. Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр».
Жителей районов Коптево, Войковский, Тимирязевский будут рады видеть в семейном центре "Коптево" по адресу: проезд Черепановых, 44. Здесь вы можете получить бесплатную квалифицированную помощь и поддержку специалистов социальной сферы.
Автор текста: психолог семейного центра "Коптево" Ксения Власова.