Найти в Дзене
море и пароходы

Удобные флаги - зачем и почему

Тема поста - Удобные флаги. Что это такое, почему суда уходят под такие флаги, и прочее, прочее, прочее...

Традиционное предупреждение - те, кто работает в море, а уж особенно те, кто работает под этими самыми "удобными" флагами, здесь не найдут ничего нового для себя. Пост для тех, кто от моря далёк, но темой интересуется.

Когда то я был честным киприотом. Приёмка нового танкера в Ю.Корее.  Фото из моего архива.
Когда то я был честным киприотом. Приёмка нового танкера в Ю.Корее. Фото из моего архива.

Кроме того, в посте тему раскрыть по полной не получится. Формат не тот, а тема очень обширная. Люди на этой теме диссертации защищают, а тут всего лишь пост. Но я постараюсь донести основные понятия по этой теме.

Словосочетание "Удобный флаг" слышали многие. Как правило это словосочетание принято употреблять в негативном ключе, приправляя обличением подлых судовладельцев, которые только спят и видят, как увести свой флот под "удобный флаг" да не платить налоги в своей стране. Ну, а некоторые журналисты, те совсем берегов не видят, вешая на "удобные флаги" вообще всех собак и обвиняя эти флаги во всех смертных грехах, но при этом, как говорят - "формируя общественное мнение". И какое это "мнение", догадаться несложно.

Вот сейчас и попробую изменить немного это "общественное мнение", рассказав об этих флагах. Попробую быть нейтральным. А вы уж сами решайте, что такое "удобный флаг", вселенское зло, или один из инструментов экономики и мировой торговли.

Удобный флаг, флаг открытой регистрации, flag of convenience (FOC).

Откуда он взялся, этот "удобный флаг"?

История появления "удобного флага"(УФ) не такая уж и древняя. Всего 103 года назад возникло это явление, регистрация судна в другом государстве. А уж само понятие УФ вообще появилось только в 1949 году.

Причиной появления УФ были "сухой закон" принятый в США в начале 20 века. И первое судно на котором был поднят УФ, было судно "BELEN QUEZADA", бывший корабль ВМС США "Зафиро".

BELEN QUEZADA, фото из открытых источников.
BELEN QUEZADA, фото из открытых источников.

Во времена "сухого" закона алкоголь на территории США был запрещён. И владельцы судна нашли выход как доставлять радость обычным американцам, они зарегистрировали своё судно в Панаме, в 1919 году.

Судно было занято на перевозке алкоголя между Канадой и США, кроме того, судно периодически выполняло, так сказать, "круизы выходного дня". Поскольку пароходик был под юрисдикцией другого государства, где спиртные напитки не были запрещены, то в таком круизе алкоголь лился рекой.

На момент регистрации судна в Панаме, ещё не было полного осознания всех тех преимуществ, которые даёт УФ. Ни для владельцев парохода, ни для властей Панамы, ни для остальных, кто был занят в морском бизнесе.

Осознание пришло чуть позже, и тоже связано с законами принятыми в США. Эти законы были направлены на значительное улучшение условий работы и быта моряков США. Эти законы весьма серьёзно ограничивали произвол судовладельцев. А глядя на США, и другие страны начали принимать подобные законы.

Но, как известно, на судне работают законы той страны, флаг которой несёт судно. И в Панаме нет тех законов, которые приняты в США. Вот и выход для судовладельцев. Сплошная выгода. Платить моряку можно меньше, вопросами безопасности себя не утруждать, налоги в казну тоже не платишь. И минимум документов для регистрации судна. Бюрократию в Панаме решили особо не разводить. И со сроками регистрации не затягивать. Вот так и началась эпоха "удобного флага".

Во время Второй мировой войны суда США переводили под флаг Панамы, чтобы получить статус нейтрального судна, и под этим флагом возили грузы из США в Великобританию.

Тем не менее, до окончания Второй мировой войны, интерес к УФ хоть и был со стороны судовладельцев, но особого ажиотажа с переходом под флаг не было. Всё началось позже, когда начали нарастать объёмы перевозок в международной торговле.

В 1948 году был создан открытый реестр Либерии, так появился второй "удобный флаг". Первым судном, зарегистрированным под флагом Либерии, было судно "World Peace", и принадлежало оно греческому магнату Ниархосу.

Реестр Либерии создал бывший госсекретарь Теодора Рузвельта. Доходы от поступлений в реестр делились так - 25% шло правительству Либерии, 10% на социальные программы в Либерии, а остатки шли в корпорацию, который создал реестр. В отличии от Панамы, штаб-квартира реестра Либерии находится совсем в другом государстве, а именно в США.

А потом и друие страны, глядя на такой лёгкий заработок, подтянулись для торговли своим флагом. И на сегодняшний день, государств, флаги которых признаны "удобными" - 42. Но следует понимать, что в список этих государств входят и государства, у которых есть второй регистр.

Второй Регистр создаётся с целью привлечения дешёвой рабочей силы. Судно несёт флаг своего государства, но имеет налоговые послабления, имеет право привлекать иностранцев для работы на борту. Пример - Германия. Кстати, в России тоже велась дискуссия, стоит ли нам открывать второй Регистр, но к окончательному выводу не пришли, переведя дискуссию из горячей фазы в вялотекущую.

Иногда "удобный флаг" принадлежит государству, которое вообще не имеет выходов к морю, что даёт повод к многочисленным шуточкам, про великий порт Улан-Батор, Монголия, или ещё про какую либо страну. Почему суда ходят под флагами исключительно сухопутных государств, я писал здесь - Швейцария, как морское государство.

Причина, по которой уводят суда, только лишь одна, и чисто экономическая. Кто бы и, что бы ни говорил.

Налоги, пошлины, затраты на зарплату, содержание судна, отчисления на всевозможные социалки, которые гарантирует государство, всё это и ведёт к тому, что на корме вместо национального флага поднимают флаг другого государства.

Есть и ещё причина - высокая стоимость самого судна, как нового, так и подержанного. Приходится брать кредит, и само судно в залоге у банка, как гарантия. И банки требуют, чтобы у судна была свободная ликвидность в случае чего. Из под национального флага выцарапывать пароход довольно проблематично, а вот из под "удобного флага", намного проще.

Я не хочу быть адвокатом судовладельцев, но в некоторых случаях я согласен с ними. Иногда государство хочет слишком много, а содержать судно, это очень дорогое удовольствие.

Понимаю, аналогия очень натянутая, но можно сравнить с автомобилями, когда в каком-либо регионе налог на авто большой, авто регистрируют в регионе с меньшей налоговой ставкой. Примерно так.

Конец первой части. Продолжение следует....

P.S. Жынтыльмены! Я не могу понять, что у меня происходит с количеством подписчиков, цифры гуляют туда-сюда. Тягун просто какой-то. Я, в общем то, нормально отношусь к этому "подписался-отписался", дело личное каждого.

Но я хочу понять, это сам ресурс чудит, или реальные движения читателей? Поэтому, просьба небольшая... если отписываетесь, то поставьте в комментах "-", и я уже буду знать.

Спасибо.

всем здоровья.

Окончание тут - Удобные флаги, зачем и почему