Найти тему
My Music Memories

Deep Purple - Come Taste the Band (1975): не в Блэкморе дело?

Привет! Deep Purple MK III выпустили три альбома, последний - Come taste the band (1975), после тура в поддержку которого группа распалась. Альбом был записан после ухода гитариста Ричи Блэкмора, которому якобы не нравился новый стиль группы, который сформировался при записи пластинок 1974 года Burn и Stormbringer. С уходом Блэкмора все "стало не так" - и альбом не сильно хвалили, и концерты шли не очень (нового гитариста не приняла публика) и так далее. Не вдаваясь в подробную фактологию (которую во многом даже трудно проверить), мне хотелось бы оценить, насколько уход Блэкмора на альбоме 75-го года сказался на его звуке. Иными словами, являлся ли на тот период Блэкмор - ключевой фигурой на шахматной доске звучания DP?

Разворот пластинки с внешней стороны (здесь и далее - Изображения из Интернета)
Разворот пластинки с внешней стороны (здесь и далее - Изображения из Интернета)

Сразу скажу о своем личном отношении к альбому. Мне альбом нравится, в пятерку моих любимых альбомов DP входит, но симпатия моя к нему, можно сказать, сдержанная. Для меня Come Taste из трех альбом DP MK III однозначно на третьем месте после альбомов 74-го года. Просто на этом альбоме, по сравнению с Burn и Stormbringer, меньше песен, которые мне нравятся.

А теперь я постараюсь объяснить, почему вообще возник вопрос о роли Блэкмора в формировании звучания DP того периода.

Мне кажется, когда заводят речь о музыкальных компетенциях, то есть об уровне владения инструментами, мастерстве игры участников DP, о гитаристе Ричи Блэкморе говорят в первую очередь. Конечно, есть Джон Лорд, вроде как всеми признанный гений рок-клавиш, Иэн Пейс, вроде как легендарный рок-барабанщик, Гленн Хьюз - прекрасный басист, но всегда впереди всех Блэкмор. Возможно, я слышал только такие "однобокие" и необъективные дискуссии, но, так или иначе, Блэкмор почитается ценителями рок-музыки по всему миру.

В апреле 1975-го Блэкмор уходит, и якобы из-за того, что группа сошла с курса своего прежнего стиля (при этом два альбома в этом стиле Блэкмор записал). Стало ли это роковым ударом для дальнейшей судьбы коллектива? Вопрос неоднозначный. Рискну предположить, что нет.

Группа пригласила нового гитариста и записала еще один "фанковый" альбом. Звучит Come taste the band очень похоже на два своих предшественника, и даже без Блэкмора. Наверное, если не знать, что он не принимал участия в записи пластинки, при прослушивании этих песен не каждый бы и догадался, что к записи не приложил руку Ричи. Почему? Потому что музыка Deep Purple - это не только Ричи Блэкмор, и особенно музыка группы периода 74-75 гг.

-2

К чему я привел тезис о компетенциях музыкантов DP? Давайте разбираться.

1. Что составляет основу динамики рок-песни? Что задает ритмический настрой, поддерживающий дух и темп композиции от начала до конца? Барабаны. Кто записывал барабаны в DP с момента основания группы и до настоящего времени? Один и тот же человек - Иэн Пейс. Отличается ли как-то звучание барабанов в Burn, Stormbringer и Come taste? Нет. Пейс одинаково мощно "молотил" во всех трех альбомах. Есть в Come taste отличные партии на ударных, ничуть не хуже, чем в альбомах-предшественниках. Более того, в бэк-каталоге DP есть песни, где музыкальная основа и фишка - только в барабанах! Например, Fireball, партию Пейса в которой могут повторить единицы барабанщиков и по сей день. Кстати, партия блэкморовской гитары в этой песне вообще не слишком заметна.
Резюмируя, можно сказать, что если к Come taste есть какие-то музыкальные претензии, то они точно
не могут быть адресованы Пейсу.

2. Хорошо ли справился со своими партиями в Come taste Джон Лорд? Конечно, хорошо, даже отлично! Отличаются ли качественно партии Лорда от альбомов Burn и Stormbringer? Нет. Другое дело, что, возможно, их тут меньше, то есть органно-клавишного наполнения в Come taste по сравнению с 74 годом поубавилось, ну, и что? Возможно, такова была идея, может, решили изменить баланс инструментальных партий. Единственное, что на соло-партиях, где временами мы слышали работу Блэкмора и Лорда в тандеме, в Come taste the band по понятным причинам отсутствует.
В общем же клавишный саунд в альбоме тот же, что и раньше. Лорд выполнил свою работу, как всегда,
отлично.

3. Бас-гитара Гленна Хьюза во всех трех альбомах одинаковая в хорошем смысле слова, тут вообще никаких вопросов.

4. Вокал Дэвида Кавердейла и уже упомянутого Хьюза - то же самое, что и бас; все так же круто, как и было.

5. С гитарными партиями Томми Болин тоже справился отлично. Многим людям очень нравится, как он играл, в том числе и до присоединения к DP. У меня тоже никаких нареканий его партии никогда не вызывали: рифы сочинялись и записывались, причем многие рифы были ничем не хуже, чем на предыдущих альбомах (чего стоят, например, "Love Child" или "Gettin' Tighter"); соло-партии, конечно, сыграны в другом стиле (хотя на "You keep on moving" звучит прямо очень по-блэкморовски).

Другое дело, что гитара на альбомах периода 74-75 гг. (особенно 75) не выставлена на первый план, основная мощь в миксе барабаны-бас-клавиши-вокал. На мой взгляд, это означает, что группа немного перестроилась под сложившиеся обстоятельства - "выпяченной" гитары стало меньше, но она в каждом из альбомов была на своем месте, просто в Come taste место ей было отведено другое.

Таким образом, я делаю вывод, что фишка звучания DP MK III заключается в том уникальном союзе музыкальных сил, что сложился в группе на тот период. Очевидно, что с приходом двух, мягко говоря, незаурядных вокалистов общее звучание голоса в песнях стало более мощным, объемным и ярким (появился бэк-вокал, вокалисты пели дуэтом в два голоса и по очереди, у них были разные тембры). Барабаны "молотили" как всегда круто, клавиши по-прежнему держали классическую "пепловскую" органную атмосферу, бас вообще расцвел и проявил себя с новой для звука DP стороны. А гитара... Гитара была всегда, но в тот период она была на чуть более скромных позициях, чем прежде.

-3

Come taste the band показал, что DP вполне себе жизнеспособны и без Ричи Блэкмора, очередное доказательство чему мы получим спустя почти 20 лет, когда с очередным уходом Ричи в 93-м году к группе присоединится Стив Морс. Да, это снова будет другой Deep Purple. Вернее, еще один из его оттенков.

Мои другие публикации на тему DP "family":

Лучшие баллады Deep Purple

Домашняя Библиотека: "Deep Purple. От "Оттенков пурпура" до осколков "Метеора"

В очередной раз о Rainbow "Rising" (1976): действительно ли это лучший альбом группы?

#deep purple #ritchie blackmore #whitesnake #rainbow #rock #hard rock #classic rock #рок-музыка #рок #музыка