Мишель Гондри – легенда в области визуальных эффектов. Он с детства увлекался изобразительным искусством и мечтал стать художником и изобретателем. Можно сказать, что мечта сбылась, воплотившись в фильмах, наполненных невообразимыми конструкциями.
Режиссер часто говорит в интервью, что главный источник его вдохновения — сны. Он выхватывает из подсознания образы и воплощает их в фильмах, обрамляя деталями и историями из реальной жизни.
Особый прием Гондри — в эпоху компьютерной графики показывать зрителям, как устроены эффекты, не делать их незаметными. Предметы в фильмах становятся не менее важными, чем персонажи.
«Идея о том, что вещи чуть ли не более живые, чем люди, меня вполне устраивает. Когда я был ребенком, я часто принимал предметы за людей, вплоть до того, что верил, что они сговорились против меня!», — говорит он.
В его фильмах используется компьютерная графика, но лишь чтобы подчеркнуть эту жизнь предметов.
Трудно забыть образы из «Науки сна» — облака из хлопка, гигантские искусственные руки, полет в аквариуме и анимированный кораблик. И, конечно, искусственную, но такую реальную лошадь из ткани — здесь при съемках использовалась и миниатюрная анимированная фигурка, и настоящая лошадь в костюме.
«Пена дней» по роману Бориса Виана наполнена сюрреализмом. В этом фильме важна игра с пропорциями, и, как говорит съемочная команда, это было непросто. Художник-постановщик Стефан Розенбаум создал декорации, адаптированные к размерам главного героя (гигантская кухонная раковина, настоящий сад, полноразмерная спальня для мышки и т. д.). А затем ему пришлось сопоставлять эти дубли с другими, но уже с небольшой моделью мышиного домика или частью комнаты, и уменьшать исходные кадры, чтобы добиться нужного эффекта.
Гондри не боится неидеальных кадров. Напротив, он находит их более удачными для отражения своих идей: «Не стройте слишком точно — делайте так, чтобы фильм вас удивил». И, следуя этому правилу, продолжает удивлять зрителей снова и снова.
А какие киноленты Гондри нравятся вам?