Многонациональный Пензенский край всегда был богат историями с интернациональным компонентом. Одна из них началась много десятков лет назад ещё в дореволюционной России.
Из «Записок» Марии Ивановны Храмовой, жительницы г. Чембара, автора воспоминаний о М.Ю. Лермонтове и Е.А. Арсеньевой, семье Белинских и жителях Чембарского края: «… у нас проживали в улице много ссыльных черкесов. Купил Юнус материи крупными огурцами, принес к портнихе Екатерине Митрофановне Торпогрицкой: «Сшей, Катерина, бешмет». - «Ты бы не такой купил». – «Я люблю моя такой». Идет мимо Артема, а дед его спрашивает: «Из какого аула? Дербент близко?» - «Далече…»
Откуда же появились черкесы в Чембаре? Про одного из них кое-что известно. В газете «Сельская новь» (Белинский район) когда-то была опубликована заметка «Легенда о черкесе жива» (к сожалению, нет сведений о времени публикации): «В начале XX века в Чембар на поселение был сослан житель Дагестана. Якобы за убийство. Купец Антюшин окрестил его и взял под свою опеку. Черкес служил лесником в Верхнем лесу. Там, на горе, находился и его дом. Эту гору стали называть Черкесовой горой. Черкес женился на девице Кандауровой (крестница Антюшина) /это не соответствует истине – Л.Р./ Слухи о нём со временем заглохли. В 80-е годы из Дагестана приезжала делегация из пяти человек во главе с учителем истории (возможно, речь идет о Владлене Гадисовиче Гаджиеве - народном учителе СССР, заслуженном учителе Дагестана и РСФСР, кавалере ордена Ленина, краеведе и писателе. Даргинец по национальности, Гаджиев вместе с членами клуба совершал походы по Дагестану, а также по Грузии, Северной Осетии, Чечне и Ингушетии. Более 40 лет был ведущим телепередачи «В стране легенд и преданий». Написал и издал более 50 книг), который и сообщил, что этот Черкес был осуждён невинно, и это стало известно только через 80 лет».
Вера Непершина, правнучка того самого черкеса, напишет об этом так:
Это было так давно,
Что забыто прочно.
Для меня – времен окно,
Факты жизни, точно.
Как в Чембаре на горе,
Сплошь поросшей лесом,
Горец жил. И в той поре
Звался он Черкесом.
Такова была судьба:
Чья-то злая воля
Привела его сюда
Жить в изгнанье. Доля…
О купце Антюшине, точнее, о происхождении богатства семьи купца, неутомимая Мария Ивановна Храмова тоже записала: «А вот Кирилл Матвеевич, садовник рассказывал нам, что много знал о старине. Говорил он: «…Антюшин-купец отчего богат? Случайно попали деньги его старикам. Во времена Емельяна Пугачева мужики утащили горшок с скоромным маслом. И принесли к мужику, говорят: «Дядя Антюпка, купи масло коровье!» Дядя Антюпка дал им, воришкам, на водку. Да пригрозил, чтобы больше не носили ему таких пустяков. А воришки сами не знали, что в масле – деньги. Антюпка потом нашел деньги, да какие денежки! Золотые! Он не будь дурен, да в Москву, сдал их, в свои Мещеры не поехал, а в городе устроился, в Ломове. С тех пор Антюшины стали купцы, его внуки, правнуки разбогатели».
Сведения о купце Антюшине более достоверны: Антюшин Федор Иванович (1875-19??), чембарский купец второй гильдии. Владел в г. Чембаре трактирами, мануфактурными, книжными и иными магазинами, дом Белинских также принадлежал ему. Несколько лет был городской головой, состоял членом училищного совета, председателем сиротского суда. В 1909 г. подарил городу трактир «Россия», где впоследствии разместилась женская гимназия. Антюшины в Чембаре появляются в 1830-х, жили рядом с Белинскими. (Памятная книжка на 1902 г. Пенза, 1903; Тюстин А. Во благо Отечества. М., 2004).
В метрической книге Никольской церкви г.Чембара находим запись от 15 мая 1894 г. «О родившихся»: Александр. Дагестанской области Кюринского округа селения Буд-Кент Ших-Абид-Али Оглы, простого звания, магометанского исповедания, 21 года от рождения, вследствие изъявленного им решительного желания, посвящен св. крещением с наречением ему имени Александра в честь свят. и препод. Александра Куштского празднуемого церковью 9 июня. Священник Иоанн Лагарпов. Псаломщик Валентин Бурдасов. Восприемники: Чембарский 2 гильдии купец Федор Иванов Антюшин, Чембарская купеческая жена Глафира Николаева Осипова.
Современное название места, откуда родом черкес - Буткент — село в Сулейман-Стальском районе Дагестана. Входит в состав сельского поселения сельсовет Шихикентский (фото с сайта - http://s-stalsk.ru/villages/view/butkent ).
Ших-Абид-Али Оглы стал Александром Федоровичем Антюшиным. А 29 января 1895 г. венчались «обращенный в православие крестьянин Дагестанской области Александр Федорович Антюшин» и «девица Пелагея Тарасова Качурина 19 л.» И род черкеса обрусел. Появлялись дети (в метрической книге есть записи: Антонина 28.02.1898 Михаил 1.11.1900; Елизавета 2.09.1902), правнучка называет еще дочерей черкеса – Тамара, Валентина, Людмила). Сын Антонины Александровны Громовой (Антюшиной) Юрий (https://penzasmi.ru/dust-of-centuries/25929/za-mir-nado-borotsya-vsemi-silami-i-sredstvami) прошел Великую Отечественную войну, после войны стал учителем музыки. Внучка – Вера Юрьевна Непершина – доктор. Антонина и Людмила Антюшины были в середине 70-х в Дагестане на предполагаемой ими родине отца-черкеса где-то в районе Дербента. Рассказывали о каком-то роднике Али (отца Черкеса), остатках его дома…
Род Черкеса продолжается и сегодня. Вера Юрьевна Непершина в своей поэме о предке-черкесе пишет в заключении:
Все следы о прошлых днях
Для меня сохранны.
Вижу я в своих чертах
Память генов странных.
Продолжают они жить
Да еще куражатся…
Буду тщательно следить,
В ком они окажутся?
Автор текста: Любовь Руднева.
Фото автора (вид на город Белинский), из архива Веры Непершиной (Антонина Антюшина, Вера Непершина), Государственного музея-усадьбы В..Г. Белинского (Ф.И. Антюшин, метрическая книга).