Цифровизация требуется в сфере ЖКХ так же, как и в других отраслях экономики, однако пока успехи здесь не очень велики. В статье анализируются причины этой ситуаци и предлагаются пути решения.
Мы всё лучше понимаем, «как готовить» цифровизацию, какие преимущества она приносит. Часто технические возможности и технологические решения уже имеются, и можно перестроить привычные процессы и обновить взаимодействие так, что в основе будут алгоритмы сбора и обработки информации. Безвозвратно изменились ритейл, финтех, мы по-новому организуем и работу, и досуг, выбираем и оплачиваем онлайн, настраиваем сервисы, как нам удобней. Подписки обеспечивают нас услугами в привычном формате в любой точке мира, где есть интернет и инфраструктура «последней мили». Супер-аппы удовлетворяют и уже предугадывают потребности. Мы обмениваем данные о себе на удобство личных кабинетов, и сервисы стали кастомизированными.
Специфика ЖКХ как отрасли для цифровизации
У ЖКХ тот же путь, но своя специфика. Здесь тоже стоит задача сбора и хранения данных, их обработки, обеспечения доступа авторизованных пользователей, которые смогут на основе этих данных предлагать новые услуги и создавать бизнесы, упрощать принятие решений, снижать влияние человеческого фактора, находить невозможные раньше эффекты и повышать удобство потребителя. Но успехи пока не так велики. Почему?
Сложные инженерные системы и процессы. Эксплуатация здания, не говоря уже о системах генерации и транспортировки энергии и воды и их конечного потребления, – процессы сложные с инженерной точки зрения и требующие профессиональных компетенций. Неудивительно, что желающих всерьез заниматься здесь бизнесом немного, – надо знать систему на уровне труб и подвалов.
Технологическая неэффективность. Инженеры-энергетики годами дискутируют, за централизованным, или автономным, или электрическим теплоснабжением будущее. Иногда есть технологии, но нет простых финансовых моделей для подобной модернизации, например для установки узлов учета и АИТП. Неэффективность и непрозрачность проявляются как на стороне ресурсоснабжающей организации, так и в сетях, и на этапе конечного потребления.
Непрозрачные и неэффективные процессы и законодательство. Нет порядка и в схемах взаимодействия в отрасли. Не всегда понятно, кто за что несет ответственность, где искать правду, как движутся денежные потоки. Нормативная база постоянно меняется, подход к расчету платы за общедомовые нужды то один, то другой, ответственность управляющих компаний переписывают, величиной тарифа и процессом тарифообразования недовольны все стороны, а еще проблема с платежной дисциплиной. Неясно, сколько голосов на общем собрании собственников требуется для какого решения, а уж провести легитимное собрание – отдельный квест.
Что будет объектом цифровизации, если с точки зрения и техники, и управления ЖКХ – территория сталкеров?
Цифровизация как подготовительный этап к новым возможностям
И все же цифровизация в ЖКХ идет, но в отличие от других отраслей пока не столько служит потребителю, сколько создает основу для будущих сервисов и бизнес-возможностей. На сегодняшнем этапе отраслевая задача – обеспечить наличие данных и облегчить взаимодействие всех сторон, снизить транзакционные издержки, повысить прозрачность, дать возможности для принятия решений, повышающих эффективность бизнеса в ЖКХ.
Рис. Установка коммуникационного модуля КАРАТ-923 на квартирный теплосчетчик КАРАТ-Компакт 223
Профессиональные игроки работают, чтобы обеспечить сбор и хранение оперативных данных. В ЖКХ нужен умный учет, однако его миссия меняется. От коммерческих отношений и расчетов за ЖКУ по фактическому потреблению он переходит к формированию картины технического состояния зданий, потребляющего оборудования, сетей, генерации. Причем для энергетических систем нужен поток данных практически в режиме реального времени. И сделать это должны команды, обладающие и цифровыми, и отраслевыми компетенциями.
При этом есть потребности, которые бизнес реализовать не сможет: нужны упорядочение и интеграция существующих государственных и ведомственных информационных систем. Их данные разрозненны и неполны, но их надо максимально эффективно использовать, в этом тоже заключается цифровизация отрасли.
Дорожная карта
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения отраслевых профессиональных сообществ, то куда мы идем и как нам быть продуктивнее? Есть «железо» для цифровизации – счетчики, измерители, датчики, вычислители, конфигурируемые в системы измерений. Есть сфера коммуникаций – проводных и беспроводных. Устройства становятся все более «понимающими» и «всеядными», инженеры научили приборы общаться в интернете вещей. Есть сфера программного обеспечения, там направления развития тоже понятны.
Но мы уперлись в стеклянный потолок. Больше нельзя каждому развивать свою технологию, это неоправданно усложняет выбор потребителя и удорожает решения. Нужны общие правила игры. Пришла пора стандартов цифрового учета. В первую очередь – стандартизация передаваемых со счетчика сообщений, и здесь мы предлагаем оглядываться на протокол MQTT. Также необходимы стандарты информационных моделей в коммунальной энергетике – библиотеки схем подключения, согласованные с нормативной базой. Здесь ориентир – методология DLMS/COSEM. Надо также определить, какие пакеты данных в каких ситуациях уходят с приборного уровня.
Работа отдельных компаний на рынке, органов по стандартизации, соответствующих технических комитетов идет в этом направлении, однако важно придать ей согласованный импульс. Сочетание новых стандартов связи интернета вещей и традиционных стандартов GSM/GPRS позволит вывести учет воды и тепла на новый уровень, достичь реальной цифровизации объектов генерации и сетей, качественно улучшить технологическую эксплуатацию инфраструктуры и создать фундамент для развития отраслевых бизнесов.
Статья опубликована в журнале «ИСУП»