Каждый новый выпуск программы Никиты Михалкова "Бесогон" обязательно становится событием. И это понятно: вопросы, которые режиссёр поднимает в "Бесогоне", не просто актуальны, а очень важны, потому что мир уже тонет в ложной информации, и надо успеть сказать правду. "Каким ударам и вызовам подвергается любая цивилизация? И какие из этих ударов приводят к её гибели? По кому плачут либералы?" – на эти и другие вопросы режиссёр попытался ответить в новой программе.
Обычному читателю и зрителю сложно разобраться в том потоке информации, который ежечасно обрушивается на его голову со всех сторон. Где уж тут отделить правду от вымысла, достоверные факты от откровенных фейков.
Почему гибнут цивилизации?
Чтобы понять, кто есть кто, чьим словам доверять можно, а кого лучше и вовсе не слушать, надо попытаться разобраться, найти причинно-следственные связи, понять, что за чем следует и как это всё вместе увязывается. Не просто так новый выпуск "Бесогона" получил такое интригующее название: "Снег сойдёт, и мы увидим, кто где на… гадил". В программе Никита Михалков собрал и соединил многие факты, чтобы попытаться в них разобраться.
Создатель цивилизационной теории философ Арнольд Тойнби высказал такую мысль, что причиной гибели цивилизации являются те удары и вызовы, которые происходят изнутри, в самой цивилизации. И вот как раз это, на мой взгляд, очень важно. То есть гибель цивилизации – она возникает не от удара снаружи, вернее, не только от удара снаружи, а ещё и от удара изнутри. Как считает Тойнби, это результат внутренней борьбы, внутренних противоречий и вопроса того, насколько силён тыл у этой цивилизации,
– напомнил Михалков. К этой мысли он предложил вернуться позднее, а сначала снова поговорить о причинах спецоперации. В данном случае всё было сделано "на опережение", после того как наша разведка получила точные данные о том, в какой момент украинские войска собираются начать наступление на Донбасс. И вот появился документ, подтверждающий это.
Речь идёт о секретном приказе командующего Национальной гвардией Украины генерал-полковника Николая Балана от 22 января 2022 года "Об организации, подготовке батальонной тактической группы 4-й бригады оперативного назначения, для выполнения боевых (специальных) задач в операции объединённых сил в составе бригады Вооружённых сил Украины". Здесь очень подробно расписано, когда это должно происходить, как это должно происходить.
В предыдущей передаче Никита Сергеевич рассказывал о том, что эта подготовка, в принципе, начиналась в 1991 году, когда в украинские комиссариаты стали вызываться люди призывного возраста, военнослужащие, офицеры. Все они были обязаны подписать документ следующего содержания: "В случае военной агрессии России обязуюсь воевать против неё".
Украина с ядерной ракетой в руках – нам это надо?
И тоже в предыдущем выпуске шла речь об угрозе, которую озвучил Владимир Зеленский. 19 февраля, прилетев в Мюнхен, президент Украины упрекнул Запад в том, что он помогает его стране неправильно: военную и финансовую помощь обставляет обременительными условиями, не даёт чёткой перспективы интеграции в ЕС и НАТО, а сам фактически ведёт политику умиротворения агрессора, а после этого добавил, что Украина может пересмотреть Будапештский меморандум, в котором закреплён её безъядерный статус.
Вот отрывок из выступления Зеленского в Мюнхене:
Оружия у нас нет. Как и безопасности. Нет и части территории, которая по площади больше, чем Швейцария, Нидерланды или Бельгия. А главное – нет миллионов наших граждан. Всего этого нет. Но кое-что есть. Это право требовать…
Когда это прозвучало, у многих слова Зеленского вызвали снисходительную улыбку, отметил Михалков: мол, откуда чему взяться, ничего уже нет, а что было – разрушено. Но ведь это совсем не так. Для создания ядерного оружия, да ещё и при помощи США, много времени не потребуется – все технологии на Украине сохранились со времён Советского Союза.
А чернобыльское хранилище ядерных отходов, как считают эксперты, – тот самый объект, который может быть использован для создания "грязной бомбы". Секретарь СНБО Александр Турчинов ещё в 2015 году заявлял, что новая власть готова к этому, и у Украины было всё для того, чтобы сделать этот безумный шаг:
Мы будем использовать все имеющиеся у нас ресурсы, в том числе для создания эффективного оружия. Детализация этого вопроса – я не считаю, что это стоит того, чтобы об этом говорили в прямом эфире или создавали на этом какие-то информационные сообщения. Это закрытые военно-технические программы, которые мы будем реализовывать,
– заявил Турчинов журналистам, добавив: "главное, чтобы оружие было эффективным. А какое оно там, грязное или чистое – это только технологический вопрос".
Конечно, Турчинова тогда одёрнули – зачем партнёрам из Европы новая "зона отчуждения". Но ведь могли втихаря и поделиться с Киевом технологиями для создания ядерного оружия. Ведь у Украины есть запасы плутония, а это значит, что путь до создания ядерного оружия куда как короче, чем у Ирана или Северной Кореи.
Средство доставки заряда – тоже не проблема. По официальным данным, на 2021 год на вооружении Украины находилось до 90 пусковых установок, до 800 ракет "точка У". А не так давно украинское предприятие "Южмаш" разработало новую "лёгкую" ракету – кальку с пентагоновского образца. Дело оставалось за малым – доработать ракету до того, чтобы она могла нести ядерную боеголовку.
Именно поэтому ВС России первым делом взяли под охрану две атомные станции – Чернобыльскую и Запорожскую. Причём занялись этим не только наши войска, но и те, кто охранял эти станции с украинской стороны. Потому что эти люди абсолютно точно понимали, к какой катастрофе может привести неосторожное отношение к этим объектам. Всё это время инструкторы из Соединённых Штатов, из Великобритании, из Европы, они занимались подготовкой воинского состава Украины, а также нацистов из батальона "Азов"* к ведению уличных боев.
Как готовилась к войне Украина
То есть происходило всё это параллельно с обстрелами Донбасса. Уже с 2014 года эти люди были готовы к ведению боёв в условиях города.
К началу спецоперации ВС РФ на Украине 80% украинской армии и националистических формирований были неравномерно распределены по 600-километровому фронту в Донбассе. А центры управления располагались в таких городах, как Мариуполь, Волноваха, Рубежное, Северодонецк, Лисичанск, Славянск и Краматорск,
– цитирует одну из публикаций Никита Михалков и напоминает пункт №4 приказа, который он упоминал выше. Целых пять абзацев этого пункта уделяется вопросам тщательного отбора личного состава, обследованию всех психологами и обеспечению их высокой мотивацией. Для этого нацгвардейцев предписано "обеспечить наглядной агитацией, информационно-пропагандистскими материалами, флагами и полиграфической продукцией".
То есть люди должны быть готовы морально. А что это значит? Морально готовы должны быть вот эти люди, которые пишут на снарядах "Всё лучшее детям"? Или те, кто ходят в колоннах с факелам и кричат "Бандера наш герой"? А может быть, те, кто сжигал людей в Доме профсоюзов в Одессе?
Знаете, как понимает "высокую мотивацию" командующий Нацгвардии Украины генерал-полковник Николай Балан? По его мнению, это безжалостность, бесстыдство и безнаказанность. Видимо, точно такая мотивация была и у тех, кто устроил с 1943 году резню в польской Волыни.
Они любят русских, но странной любовью
А помните, что говорила экс-премьер-министр Юлия Тимошенко в 2014 году?
Надо брать уже оружие в руки и идти мочить этих, блин, кацапов чёртовых вместе с их руководителем. Жалею, что я сейчас не могу находиться там и что я не возглавляла все эти процессы. (Нецензурно) бы они у меня Крым получили. Я включу все свои связи, и я подниму весь мир, как только смогу, для того, чтобы, блин, от этой России не осталось даже выжженного поля! Их расстреливать надо из атомного оружия.
Едва ли кто забыл это "ядерное" обсуждение вопроса воссоединения Крыма с Россией в телефонном разговоре с бывшим замсекретаря СНБО Нестором Шуфричем.
А вот что теперь, после начала спецоперации, говорит жителям Донбасса нынешнее руководство Незалежной в лице Зеленского.
Я знаю, что многие из вас поверили, что Украина вас якобы ненавидит, якобы будет нападать, якобы будет уничтожать. Вам говорили, что это мы уничтожаем города. Посмотрите на всё, что сделала Россия. Украина в своих не стреляет,
– с чувством, почти пуская слезу, проговорил выписанную роль Зеленский, совершенно забыв про прошедшие восемь лет, про обстрелы донецких и луганских городов, сёл и деревень, про погибших детей и мирных жителей. "В своих не стреляет", – заявил он, не моргнув глазом. То есть всё это делали мы. И сейчас тоже ВСУ ни в чём не виноваты.
Тогда я хочу обратиться к плачущим, к желающим мира, к не верящим во всё это", – сказал Никита Михалков. – Если это сделали мы, значит, это сделали и вы. Своим молчанием в течение восьми лет. Своим равнодушием к этому. Своим нежеланием это увидеть. Потому что вы были заняты собой. Вам это было не важно, не интересно.
Но вернёмся в Зеленскому и его утверждению "не верьте, что Украина вас ненавидит". Ненавидит, и это подтверждают официальные украинские лица.
Вот – вице-премьер Ирина Верещук. Сейчас она внезапно заговорила по-русски и с трогательной заботой сообщает:
В поисках спасения от гуманитарной катастрофы, возникшей в связи с постоянными обстрелами ВС России жилых районов украинских городов и посёлков Украина просит об установлении режима тишины и открытии гуманитарных коридоров с 10 часов 7 марта 2022 года.
К слову, это был тот самый вопрос, который первой на переговорах на польско-белорусской границе подняла именно Россия. Ну, Бог с ним, не так уж важно, кто первым об этом заговорил. Интересно другое – незадолго до этого всё та же госпожа Верещук уверенно говорила по-украински:
Открытие гуманитарных коридоров – это неприемлемый вариант. Не поедут наши люди в Белоруссию, с тем чтобы потом самолётами отправиться в Россию.
От большой любви дама утверждала, что людям лучше попасть под обстрел, видимо. Тем не менее гуманитарные коридоры были установлены, объявлялся режим тишины, чтобы люди могли покинуть опасные районы. Но, как выяснилось, мало того что никто им об этом не сообщал, мало того, тех, кто пытался сам выбраться, предупреждали, что дороги заминированы.
Помимо всего этого ещё и ВСУ с "теробороной" свои орудия между их домами устанавливало – прикрывалось мирными жителями. То есть граждане становились для украинских военных "живым щитом". Это же абсолютная тактика исламистов, подчеркнул Михалков.
Русские в безоружных не стреляют!
Тут можно вспомнить слова нашего литератора Романа Носикова:
Чтобы воевать, нужно, чтобы и армия, и общество верили в то, что они поступают правильно. А этого можно достичь двумя способами. Первый вариант. Если мы хотим воевать, как британцы или американцы, то есть заваливать города сверху бомбами и стрелять во всё, что шевелится, нам надо расчеловечить украинцев и разрешить себе не рассматривать их как людей, как единый с нами народ, и так далее. В общем, удалить из нации и армии химеру под названием "совесть". Второй вариант – вести войну так, как её ведёт сейчас российская армия. То есть воевать аккуратно. Свести к самому минимуму потери среди населения и даже украинской армии за счёт скорости войны и, к сожалению, собственных потерь.
И ведь действительно так, подтвердил Никита Михалков, достаточно вспомнить историю, чтобы понять: не может русский солдат стрелять в безоружных людей, детей. Это его самого деморализует, это вселяет в него чувство вины, которое мешает ему осуществлять свою задачу, свой долг, свой воинский долг. И не может он поступать вот так.
И это говорим не только мы. Вот американский писатель, режиссёр Гонсало Лира Лопес. Он оказался в Киеве как раз во время спецоперации. Вот что он говорил:
Они пытаются захватить украинскую армию. Но почему не было никаких сражений, с сотнями или тысячами жертв? Это были лёгкие стычки. Ради всех своих намерений и целей русская армия на цыпочках идёт по Украине. Авиация России в первые три часа могла стереть украинское небо. Русские владели украинским небом. Любой летающий самолёт – русский.
В начале программы Никита Сергеевич процитировал слова философа Тойнби про удары, которые разрушают цивилизацию изнутри. А что это за удары? Ими кишит интернет, говорит Михалков, это огромное количество фейков, вранья, переворачивания с ног на голову, подмен и так далее.
Удары изнутри, направленные на разрушение
Или вот такими обращениями, как беглый олигарх Михаил Ходорковский, пригрозивший объявить врагами Германа Грефа, Алексея Кудрина, Анатолия Чубайса и далее по списку, если они не "заявят свою позицию" – мы, конечно, понимаем, о какой позиции идёт речь.
Но на этом Ходорковский не остановился и выдаёт обращение "к народу":
Мы призываем граждан ко всеобщему саботажу. Есть действенные способы давления на власть, которые не требуют личного героизма. Саботировать можно любую работу. В военкоматах могут пропадать дела призывников. В отделениях полиции могут забывать оформлять протоколы на задержанных. Граждане могут массово перестать оплачивать коммунальные услуги или задерживать оплату. Даже транспортный коллапс в крупных городах, невыход водителей на работу, сбой светофорной системы станет очень заметным событием для людей и создаст ощущение массового неприятия войны.
Вот такой "удар изнутри". Понятно, на что рассчитывает Ходорковский – он мечтает вернуться в Москву в роли "победителя". И плевать он хотел на то, что люди 8 лет жили под обстрелами, что дети боялись подходить к окнам, что подвалы домов для них стали привычным и безопасным местом.
В своих программах Никита Михалков обращается к тем, что хочет понять смысл и не увязнуть в деталях. Он всегда говорил, что это не война России с Украиной, не война России с Европой или с Америкой. Нет.
Конечно, конечно, нужны переговоры, пусть даже и с абсолютно невменяемым президентом соседней страны. Но, если мы остановимся, не доведём дело до конца, не достигнем своей цели, мы не сможем оправдать ни жертв, ни затрат, уверен Никита Сергеевич:
Послушайте, мы единственная страна в мире, против которой за восемь лет введено больше 5,5 тысячи санкций. Это больше, намного больше, чем было введено против Ирана, Сирии, Северной Кореи, Венесуэлы. Я понимаю, что, конечно же, всё это вселяет страх, беспокойство, что это приносит неудобства, это нарушает нашу привычную жизнь. Но хочу вспомнить слова одного юмориста из Восточной Европы, который сказал: "Тяжёлые времена, приходится обходиться без всего того, о чём наши предки даже не имели представления".
Идёт война с русской цивилизацией. С православной этикой. Это война с этносом, уверен Михалков. Но, как говорил великий полководец Александр Васильевич Суворов: "Мы русские, какой восторг!".