Найти тему

Троллинг как деструктивная стратегия медиакоммуникации

Троллинг как деструктивная стратегия

Существует несколько версий относительно происхождения наименования (в нашем случае – термина) троллинг. Первая относится к скандинавской мифологии, в которой тролли представлены враждебно настроенными уродливыми великанами, по некоторым источникам – духами леса, воды или др. Эти персонажи агрессивны, неуживчивы, неаккуратны и невоспитанны. 

Согласно второй версии, слово троллинг произошло от английского trolling, которое переводится как «ловля рыбы на блесну».

Сомнительна третья версия происхождения данного понятия – от искаженного trawling – ловля рыбы сетью. 

Четвертая гласит, что слово троллинг в современном понимании произошло от фразы trolling the newbies», употребленное на заре интернета одним из пользователей и означающее мягкую шутку над новичком, который задает наивные вопросы. Впоследствии опытные пользователи интернета стали изображать из себя новичков, задавая такие же вопросы. 

В нашем исследовании за основную принята контаминация первой и второй версий, так как именно это значение придется явлению троллинга на сайте lurkmore.to, в пространстве которого и зародились русские тролли и который первый начал осмыслять возникшее явление.

В научной среде впервые обратила внимание на явление троллинга Джудит Донат, которая считает его «игрой в подделку личности». При этом троллю важно, чтобы никто не догадывался, что на нем в момент общения надета «маска». От того, распознают ли адресанты, что перед ними тролль, зависит успех или неуспех коммуникации. Она утверждает, что концепция троллинга в сети та же, что и в ловле рыбы на блесну. Действия тролля могут привести к потере доверия в сообществах, в которых он участвует, а также нанести серьезный репутационный урон человеку, которого “потроллили” [Donath Judith S.].

В. А. Крючков определяет понятие “троллинг” как публикацию сообщений оскорбительного, провокационного, сатирического или юмористического характера. Задача, которую ставит перед собой тролль, состоит в создании полемики и внесение разлада в среде участников общения.  Достигается это за счет отвлечения от основной темы, вбросов, не последовательного изложения мыслей или цинизма [Крючков]. 

Понятия «троллинг» и «провокация» очень близки, но имеют и некоторые различия. Большой современный словарь русского языка дает следующее определение провокации: “действие, направленное против отдельных лиц, групп, государств и т.п. с целью вызвать ответное действие, влекущее за собою тяжелые или гибельные для них последствия” [Большой современный толковый словарь русского языка]. Отличие троллинга от провокации состоит в том, что троллинг предполагает возможность ложноЙ самоидентификации, то есть в условиях публичного печатного текста возможна анонимность либо использование псевдонима, принятие на себя роли, которая не является реальной. В сетевом троллинге возможна клевета, которая, впрочем, в СМИ используется гораздо реже, т.к. за ней может последовать судебное разбирательство по отношению к журналисту или изданию. 

Общим между троллингом и провокацией является стремление к конфликту, но это характерно в большей степени для сетевого троллинга. В дискурсе СМИ автор стремится не прямо или косвенно выйти на конфликт, а только лишь критиковать либо высмеять человека или явление. 

Анализ языкового материала привел нас к выводу, что существуют следующие виды троллинга: собственно троллинг, эльфинг, хоббитинг, гноминг и наполеонинг.

Итак, троллинг – сложная коммуникативная форма, которая имеет провокационный характер с целью вызвать у собеседника негативную реакцию. Опять же оговоримся, что в СМИ троллинг проявляется менее явно.