Жетон нижегородского метрополитена напоминает бублик: в его центре — дырка. Необычный дизайн не прихоть, а необходимость. На внешний вид монет повлияла простая человеческая хитрость
Рассказываем, при чём тут Санкт-Петербург и его жители.
Родом с одного монетного двора
Так уж вышло, что жетоны и для питерской подземки, и для нижегородской делали на одном монетном дворе — том, что на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Конечно, надписи отличались, но по составу сплава, а следовательно, и весу жетоны были идентичны.
Сходство заметили пассажиры: нижегородский жетон открыл турникет питерского метрополитена. Дальше — сплошная арифметика. В 2009 году проезд в нижегородском метро стоил 9 рублей, а в Санкт-Петербурге — 20 рублей. Разница 11 рублей! Тут-то и началась миграция жетончиков.
Не больше четырёх в одни руки!
Сотрудники метрополитена, правда, неизвестно в каком городе раньше, вскоре заметили неладное: в нижегородской подземке жетонов постоянно не хватало, а в Питере становилось всё больше жетонов нижегородских.
Сотрудники обеих подземок, конечно, боролись: руководство «Петербургского метрополитена» заявляло, что «вылавливает» и отправляет нижегородские жетоны обратно. В Нижнем ввели ограничения: продавать не больше четырёх в одни руки! Но на деле все правила находчивые люди обходили.
В результате в «Петербургском метрополитене» признали поражение и даже повесили объявление, что жетоны нижегородского метро являются легальным платёжным средством, так как отсортировать их всё равно не получалось. А вот в Нижнем пошли на кардинальные меры!
А вы знали, что по числу станций (их 15) Нижегородский метрополитен — третий в стране после Москвы и Санкт-Петербурга.
Жетон превращается в «бублик»
С 2010 года в нижегородском метро ввели новые жетоны! На первый взгляд, от старых они отличались лишь одной деталью — круглой дыркой посередине. К этому времени, к слову, стоимость одной поездки увеличилась, хотя разница осталась такой же: в Нижнем проезд стал стоить 11 рублей, а в Питере — 22.
Пассажиров тогда предупредили: самостоятельно дырявить старые жетоны бесполезно, потому что поменялся не только их внешний вид, но и сплав, а на станциях в Нижнем перенастроили монетоприёмники. Но перед самым обновлением нижегородцы всё равно зачем-то скупили старые жетоны, в результате чего в день «X» оказались с мешочками нигде непригодных монет.
Прошло уже много лет. Сейчас в обоих городах по-прежнему есть жетоны для разовых поездок в метро, но большую популярность получили пластиковые транспортные карты: в Питере — «Подорожник», в Нижнем — «Ситикард». А сколько именно нижегородских жетонов переехало в Санкт-Петербург публике так и не раскрыли.
И ещё несколько «дырявых» примеров
И хоть прорезь в жетоне до сих пор удивляет туристов в Нижнем, подобные метромонеты встречались и в других городах мира. На форумах коллекционеров можно найти, например, жетон из Нью-Йорка с многоугольником или буквой Y посередине.
А вы знали о такой необычной связи двух городов — Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода?
Хотите узнать больше интересных фактов о нижегородском метро? — Почитайте ещё одну нашу статью на эту тему: мы рассказали о пяти деталях подземки, на которые стоит обратить внимание.
Подписывайтесь на наш дзен-канал, чтобы не пропустить новые материалы!