Много ли автопроизводителей из Владимирской области вы знаете? Ну, самый известный - это "БАКУЛИН МОТОРС ГРУПП" с заводом по производству автобусов "ВОЛГАБАС". Также во Владимире была такая компания, как ООО НПК "Ева", которая не так давно пыталась наладить сборку тракторомобилей Silant-2868. Еще три владимирских фирмы занимаются производством автоспецтехники: ООО "АВТОКРАФТ" (большой спектр спецнадстроек), ООО "Владимирский автоцентр КамАЗ" (коммунальная техника) и ООО "Геомаш-Владимир" (буровые установки). Есть еще весьма любопытная Промышленная группа "Карат", которая в числе прочего много лет занимается разработкой и изготовлением пластиковых кузовных деталей для российских автозаводов, а также пробовала заняться производством автомобилей "Мишка". Периодически на "Карате" строят и что-то самостоятельное - например, недавно гендиректор этой конторы оформил на собственное юрлицо (ИП Хованских А.Н.) одобрение типа транспортного средства на пикап Khovanskikh Car Yacht Car модели 13282 на американских агрегатах (от Chevrolet Silverado или GMC Sierra).
А вот тема поинтереснее: было во Владимире такое предприятие - ООО "Электротрансмаш", которое в интересах столичной компании "ТрансМашГрупп" собиралось заняться "производством" троллейбусов TMG Comfort 7207. Почему производством в кавычках - потому что в 2013 году в РФ был ввезен полнокомплектный украинский троллейбус "Богдан" модели Т70110 с VIN-кодом Y6Т70110100001, затем на нем поменяли табличку завода-изготовителя, и он превратился в российский троллейбус TMG-7207 «Comfort». Тема так в итоге и не взлетела.
Но это всё цветочки! А ягодки я вам покажу сейчас. Вот такие фотографии всплыли давеча на популярной доске объявлений, полистайте галерею:
Опознавательных знаков - никаких. Но вы же узнали, что это за машина? Конечно же, Mercedes-Benz Citaro, какие могут быть сомнения?! Продавец этого, собственно, в заголовке объявления и не скрывает. Только знаете, какой год выпуска заявлен для этой машины? 2020-й. И даже в тексте отдельно пишет - цитирую - "Конь огонь... новый новый". Если посмотреть на фото салона - действительно, выглядит как новый:
Но транспортные фанаты, наверняка, сейчас громко засмеялись. А для тех, кто погружен в тему не столь глубоко, поясню. Автобус во владимирском объявлении относится еще к первому поколению Citaro, которое выпускалось с 1997-го до осени 2006 года. Вот вам просто для наглядного сравнения - Citaro образца 2006-2011 годов выглядел уже вот так:
Я бы тоже посмеялся и прошел мимо. Если бы не два нюанса. Во-первых, в описании продавец прямо заявляет: "Евро 5, кнопка ГЛАНАС..." (орфографию сохранил в оригинале - еще один повод улыбнуться). А во-вторых, в описании на Avito есть такая графа - VIN-код. Для открытого показа (бесплатного) там доступны лишь первые четыре символа. Но мне хватило и этого, чтобы серьезно насторожиться:
Нашли эту строку? Там написано: Х896*******. А это значит, что VIN-код этого автобуса - российский. И указание про Евро-5 и установку ЭРЫ-ГЛОНАСС свидетельствует о том, что машину тянули под соответствие нашего действующего техрегламента в попытке выдать за новую. Ну, хорошо: схема не новая. В нашей стране в былые годы действовала целая сеть фирм, которые таскали из-за рубежа под видом запчастей частично разобранные грузовики, автобусы и прицепы. Потом здесь собирали их обратно и выписывали им новый ПТС как продукции собственного изготовления. Прецедентов - полно: подобными схемами, в частности, промышляли фирмочки с громкими названиями ЗАО "Псковский автомобильный завод" и ООО "Тверской автомобильный завод". А еще были схемы с присвоением старым немецким автобусам свежего года выпуска "левыми" польскими конторками с последующим ввозом этих машин как новых в РФ, схема с аналогичным "обновлением" старых корейских автобусов с их последующим ввозом на наш Дальний Восток... Как они при этом получали в документах нужный экологический класс - догадайтесь сами!!! В той или иной мере уполномоченные на то госорганы с подобной практикой боролись, проданный транспорт нередко потом слетал с учета, а кое-где истории даже заканчивались уголовными делами и реальными сроками для организаторов. Но вот наш синий автобус - он ровно того же поля ягода! Итак, заказываем полный отчет и смотрим документы:
Автобус марки ВЛ BUS 2020 года выпуска с VIN-кодом Х89627710К0FP6001. Выдергиваем из VIN-кода фрагмент с WMI-кодом, в котором зашифровано предприятие-изготовитель: Х89-FP6. Тут уже далее открываю свой "черный ящик" и вытаскиваю из него сведения о том, кому этот код принадлежит. А вот пожалуйте: ООО "Владимирский автосборочный завод". Предприятие основано в 2007 году, WMI-код получен в 2013-м. Располагается по адресу: г.Владимир, ул.Северная 59 - это территория автоперевозчика ООО "ПОАТИС". Собственно, ровно на той территории и сделаны все фотографии в объявлении. Далее простым поиском в открытых базах данных несложно найти, что учредитель ПОАТИСа - А.В. Тимофеев, он же является соучредителем Владимирского автосборочного завода с долей 50% и он же является собственником торгуемого автобуса ВЛ BUS.
Так каким образом на Владимирском автосборочном заводе из 20-летнего Мерседеса сделали новый, доведя его до соответствие пятому экологическому классу? Может быть, двигатель туда вместе со всеми системами поставили другой, от более свежего собрата? Давайте посмотрим:
Однако же фотографии из объявления являют нам моторный отсек с очень характерной компоновкой навесного оборудования, который соответствует модели Citaro О530 с двигателем OM 906 hLA экологического стандарта Евро-3. Как выглядит "подкапотка" у Citaro стандарта Евро-5 - можете легко нагуглить в Интернете: ничего общего, кроме мест установки двигателя и радиатора. Таким образом, стандарту Евро-5 эта машина соответствует только на бумаге.
Мне было очень интересно узнать, какая испытательная лаборатория взяла на себя смелость выписать бумаги на пятый экокласс этому автобусу. Проверил по базе ОТТС: сертификацию в РФ машина не проходила. Проверил базу российских "разовых" свидетельств СБКТС: и там пусто. Значит, свидетельство на неё, судя по всему, оформили в одном из братских государств нашего Таможенного Союза (угадайте, каким образом). И я не удивлюсь, если это было сделано через Армению, чью базу СБКТС пока даже невозможно проверить дистанционно.
Что сказать по итогу? Скажу, что такое объявление - хороший повод для возникновения повышенного интереса для уполномоченных на то органов. А покупателям нужно помнить поговорку "Скупой платит дважды". Цена в 6,5 миллионов за прекрасно восстановленный 20-летний Citaro - это не мало, но по нынешним временам и не много. Машина надежная и относительно простая. Вот только первый же сигнал в тот же Росстандарт от какого-нибудь "небезразличного гражданина" легко превратит этот автобус в тыкву с аннулированным учетом. Так стоит ли игра свеч?
Следите за обновлениями на канале в группах вконтакте или telegram