Про Блокаду Ленинграда мы уже писали неоднократно. Но будем продолжать писать и впредь. Ведь и сегодня есть те, кто считает, что ленинградцы, чуть ли не сами себе проблем навыдумывали, а достаточно было просто сдаться и всех бы добрые фашисты кормили и поили бесплатно.
Тем, кто так считает, я и привожу слова начальника Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф.Гальдера. Этот человек (?) в военном дневнике писал, что "непоколебимо решение сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае, мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы". Более того, он считал, что все должна решить авиация. "Это будет народное бедствие", - предвкушал Гальдер.
Что из этого следует? А то, что даже те, кто вдруг мечтал перейти на сторону немцев и стать полицаем, никак не смогли бы реализовать свое желание. Город был бы просто стерт с лица земли со всем населением.
Поэтому, гибель множества людей во время Блокады - была ценой за жизнь остальных. Но люди платили за будущую жизнь не только жизнями. Платили и здоровьем, и человеческим достоинством.
Разве можно обвинять человека, который блокадной зимой украл у кого-то собаку, разделал её. Был пойман, но боялся лишь одного, что отберут эту добычу. Он вцепился в то, что осталось от чьего-то домашнего любимца и истошно кричал, что она теперь его, и что "теперь всё можно".
Сергей Яров в книге "Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" рассказывает, что получать норму хлеба часто ходили дети. И это был большой риск, ведь на них нападали, стараясь отобрать. Тогда во время избиения, главной задачей было самому сжевать как можно больше хлеба, чтобы грабителям не досталось.
Вполне нормальным было во время обеда, когда люди съедали свои мизерные порции выпрашивать пустую тарелку у других, чтобы вылизать её. Пользы никакой это не давало, но ощущение еды можно было сохранить чуть дольше.
Актер Грязнов писал в ноябре 1941-го года, что люди продолжают работать, но переменились. Изменились психология и привычки. Люди спешат, на их исхудалых лицах не видно вовсе улыбок. Лишь одна мысль у всех: "что-нибудь съесть". И у каждого за плечами ходит смерть в ожидании.
Школьница Лена Мухина написала примерно в то же самое время, что когда после войны наступит равновесие и можно будет всё купить...
"...я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол-литра хлопкового масла. Раскрошу хлеб и пряники, оболью обильно маслом и хорошенько все это разотру и перемешаю, возьму столовую ложку и буду наслаждаться, наемся до отвала".
Это детская мечта такая. Но прежде чем места осуществится, придется есть крохотные пайки клея, холодец из столярного клея...это всё в ее дневнике. Там же в феврале 1942 появится такая запись:
"Вчера утром умерла мама. Я осталась одна".
Этим бы людям рассказали современные знатоки о том, что они "зря всё это претерпевали", что "во всем виноват на самом деле Сталин", а немцы лишь "выступали против большевиков".
Мир меняется, меняется и представление о добре и зле. Но если когда-то людей меняли тяжелейшие условия Блокады, то в современном мире людей меняет зачастую просто большое наличие свободного времени и пагубная праздность жизни.
Ставьте лайк, подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.