Данная статья в какой-то мере является повторением написанной мной пару лет назад. Но, во-первых, та статья почему то получила статус "но индекс" и потому была не прочитана почти никем, и во-вторых, она ставила несколько другую задачу, что станет понятно из следующего абзаца, который дословно повторит текст той статьи
Но в дальнейшем я написал еще несколько статей о судьбе Лойолы, и таким образом тема стала исторической и вышла далеко за рамки тематики первой статьи.
Поэтому я решился повторить описание первых шагов Иниго с некоторыми дополнениями и комментарии которые отсутствовали в статье изначальной.
Частенько среди обзоров различной литературы мелькают заголовки вроде "книга (или книги) изменившие меня." По большей части это различные психологические тренинги, как, например, обще известные произведения Дейла Карнеги. В свое время я не без интереса их читал, но сказать, чтобы они как-то существенно изменили меня не могу. Разумеется, каждая прочитанная книга остается в тебе, даже если она тебя на "защепила", и ты крепко забыл о ней. Но все же история знает людей, чью жизнь изменили книги. Вот о двух таких книгах и пойдет дальше речь. Вернее не о книгах, как таковых, ибо я о них не знаю ничего кроме названий, а о первых шагах судьбы человека , которого они изменили. Дата рождения нашего героя неизвестна, одни говорят что это 1491 г., другие готовы побиться об заклад что 1443 или 1495.
(Путаницу внес сам Лойола, который в своей "Автобиографии дает разные цифры)
Но для нашего повествования это не имеет ровно никакого значения. Наш герой был одним из 13 законных детей в семье басконского дворянина. Первой ступенью в карьере была должность пажа при дворе великого казначея дона Хуана Веласкеса-и-Квеллара в Кастилии. Двор был блестящ и элегантен, служил рассадником всяческой куртуазности и рыцарских доблестей, но как вы сами понимаете, образ жизни, что процветал в замке, не сильно способствовал тому, чтобы юный паж почувствовал тягу к аскезе и святой жизни. Повзрослев наш герой стал офицером, не слишком занятым по службе и без каких либо перспектив на то, чтобы в будущем получить хорошую должность. Обилие свободного времени и пылкость характера способствовали совершению нашим героем подвигов отнюдь не духовного содержания, был он скорее всего бабник и дуэлянт, так что в 1515 светские и духовные власти Памплоны жарко спорили о том, кому из них достанется честь наказать нашего героя за "ряд серьезных преступлений" во время карнавала.
"До двадцати шести лет он был человеком, преданным мирской суете, и прежде всего ему доставляли удовольствие ратные упражнения, ибо им владело огромное и суетное желание стяжать славу."
Но все изменилось в 1521 году, когда французские войска неожиданно перешли Пиренеи. В цитадели Памплоны оставался маленький гарнизон, который, впрочем, вовсе не стремился овеять себя славой. Против сдачи был только один человек - наш герой. И - о чудо - ему удалось уговорить своих товарищей оказать сопротивление французам под командованием Фуа-Леспара. Кончилось все очень быстро и совсем не героично. Первый же залп французских пушек обрушил часть стены, а одно из ядер попало в правую ногу нашему герою. Простите за плохой каламбур, но наш герой пал, а вместе с ним пала и крепость. Французский военноначальник оценил храбрость молодого офицера, велел перевязать его и доставить в замок отца. Скоро выяснилось, что первая обработка раны была произведена плохо, пришлось заново сломать правую ногу и в перебинтовать ее. Состояние нашего героя после этого ухудшилось настолько, что его причастили. Но неожиданно, в день Святого Петра, которого особо почитал наш молодой человек, наступило улучшение. Кости начали срастаться, как вдруг наш герой, с ужасом заметил, что его правая нога стала короче, а на колене появилась опухоль. Он настоял на проведении еще одной операции, еще более мучительной, чем прежние. Как помнит читатель, анестезии в ту пору не знали, поэтому мужеству и терпению пациента не не было границ.
"И снова устроили эту резню (camecería), в которой он —равно как и во всех прочих, каковые ему довелось претерпеть и и впоследствии — не вымолвил ни слова и ничем не высказал своих страданий, разве что крепко сжимал кулаки."
Однако все это не привело к желаемому результату, нога осталась короче и долгое время отказывалась служить. Восстановление длилось долго, и так как наш герой был обучен не только искусству владения шпагой, но и премудрости чтения, он попросил дать ему книги. А надо сказать, что любил наш герой рыцарские романы, и тому подобные сочинения. Вот мы и добрались до книг. Однако всех книг в замке оказалось только две, и те несколько другого содержания. Эти книги были : Сборник легенд о святых, и "Жизнь Христа" Лудольфа Саксонского.
( Полное заглавие этой книги, впервые напечатанной в Страсбурге в 1474 году, было таким: Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, тщательно составленная из четырёх Евангелий и Учителей, одобренных Католическою Церковью. Интересно, что в этой книге, написанной задолго до основания Общества Иисуса, впервые встречается слово «иезуит» (Iesuita) в следующим контесте: «...в небесной славе сам Иисус назовёт нас иезуитами, то есть спасёнными Его именем» )
Сначала молодой человек с энтузиазмом принялся за чтение толстенных фолиантов, но скоро ему это надоело, и он отложил книги в сторону. Но лежать неподвижно целыми днями было тяжело, не спасали даже грезы о чудесной даме сердца, прекрасной Жермене де Фуа. Скука заставила его вновь обратиться к этим двум книгам. Постепенно он с удивлением начал замечать что они воздействуют на него определенным образом : за картинами светских развлечений следовали тревога и печаль, мечты о духовном будущем вызывали радость. В одну из бессонных ночей ему явилась Мадонна с младенцем; с этих пор Мадонна стала его единственной дамой.
"Как-то ночью он бодрствовал и ясно увидел образ Богоматери со Святым Младенцем Иисусом. Это видение длилось в течение значительного срока и принесло ему самое живое утешение, оставив его с таким отвращением ко всей прошлой жизни, особенно же к делам плоти, что ему показалось, будто из души его стёрлись все образы, до того в ней напечатленные."
Весной 1522 года он навсегда покинул родительский замок, приняв решение отправиться в Иерусалим. Однако судьба, в виде непослушного мула, распорядилась иначе. Мул привез его в одно из святых мест Каталонии - Монтсеррату. Здесь наш герой исповедовался в течении трех дней, затем , 24 марта, снял с себя рыцарское одеяние, надел одежду странника, повесил шпагу и кинжал у алтаря Богоматери и заперся в церкви. Здесь начинается путь духовного служения нашего героя, ему предстоит пережить много превратностей на пути к цели, но это уже другая история и к двум книгам отношения не имеет. Те, кто согласил потратить свое время на чтение моего писания, уже знают о ком велась речь. Да, этого человека звали дон Иниго Лопес де Рекальде де Оназ и Лойола, основатель Общества Иисуса, больше известного как орден иезуитов.
Хусепе де Рибера. Игнатий де Лойола
Надеюсь вы не зря потратили свое время, во всяком случае это правдивая история о том, как книга изменила мир.
PS. Цитаты и комментарии из книги "Рассказ паломника О СВОЕЙ ЖИЗНИ, или «Ав т о б и о г р а ф и я » с в . Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса."
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки и комментируйте статью, это поможет мне лучше понимать что именно вас интересует и сделать статьи более качественными. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.