Найти тему
Александр Дедушка

Какие дела мы, по словам Иисуса Христа, должны делать сидя?

Поучение И. Христа
Поучение И. Христа

Постановка вопроса многим покажется странной или глупой. Но давайте не будем торопиться.

Как говорится – присмотримся, а потом рассудим.

В поучениях Иисуса Христа мы встречаем два места, в которых наш Господь как бы мимоходом и невзначай упоминает о сидении.

То есть о том, что описываемый Им процесс совершался сидя.

О чем это может говорить?

Прежде всего, о том, что эти действия нельзя совершать быстро, как бы мимоходом, на бегу.

Они требуют спокойствия, кропотливого внимания, пристального изучения, сопровождаемого процессом рассуждения.

Таким образом, мы можем сказать, что «сидя» - это и есть синоним вышесказанного.

Давайте рассмотрим первый случай.

«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

Который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». Мф. 13. 48.

Что ж – первый пример с аналогией понятен.

Вытащив невод, рыбаки, действительно, чтобы разобрать рыбу, присаживаются и начинают неторопливый разбор.

Хорошую рыбу – в специальные сосуды.

«Худую», то есть плохую – отдельно, чтобы потом выбросить вон. На помойку или собакам.

Под «худой» рыбой может иметься в виду несъедобная, больная, ядовитая… Или же просто мелкая и недостойная внимания.

Да – процесс небыстрый, требующий внимания, рассуждения, и потому выполняется сидя.

Применим аллегорический подход.

Наши души – это тоже своеобразные «неводы», которые в процессе жизни постоянно захватывают в себя разного рода «рыбу» - впечатления, рассуждения, знания, убеждения, сомнения, пристрастия, навыки…

Глупые и пустые люди к разбору своего душевного «невода» относятся невнимательно.

Они делают это быстро, на бегу, не давая себе времени глубоко задуматься над его содержимым.

Мало того – они чаще всего вообще не разбирают содержимое своих душ.

Все, попавшее туда, «переваривается» внутри без всякого разбора.

Но не то мудрые «рыбаки». Они-то знают, что от этого разбора зависит их жизнь.

Что среди попавшей в душевные сети «рыбы» могут быть не только несъедобные, но и ядовитые экземпляры.

Кроме этого там – масса всякой «мелочи», которая, накапливаясь в душе, засоряет ее и делает забитой разного рода «шлаками».

Вот почему нужно выделять на «очистку» время – спокойно садиться и делать неторопливый и внимательный разбор.

Все «хорошее» собирать в отдельные «сосуды», а «худое» - непременно выбрасывать вон.

В церковном смысле, по словам св. Серафима Саровского, - стяжать в душу благодать Святого Духа и очищать ее в таинстве покаяния.

Что ж – с первым разобрались.

Но в Евангелии есть и еще один пример дела, которое нужно делать сидя.

Давайте разберем и его.

«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире». Лк. 14. 31-32.

Здесь дело посерьезнее, чем разбор рыбы в неводе. Речь уже идет о войне, а значит, о жизни и смерти.

Разве такое дело можно решать на бегу?

Тут нужно еще больше спокойствия, неторопливости, рассуждения и совета – то, что зашифровано понятием «сидения».

Каждый человек в некотором смысле – «царь» своей жизни. А жизнь – это «война».

Против твоих «десяти тысяч» талантов, способностей, помощников, друзей… всегда найдется кто-то, кто обладает двойным превосходством.

Что ты будешь делать? Идти на рожон или предпочтешь замириться?

Глупые – выбирают первое. Они переоценивают свои силы и способности, бросаются в жизненную борьбу и гибнут.

Гибнут оттого, что ломаются от превосходящей силы злых людей, а также от собственных врагов – страстей, болезней, алкоголя, наркотиков…

Те, кто помудрее, предпочитают «просить о мире». Но – увы! – и они проигрывают в результате.

Ибо что есть «мир», заключенный под давлением превосходящей силы – это уже явная несвобода, та или иная степень рабства.

Дьявол, выступающий против человека в его жизненной борьбе, по определению всегда сильнее человека.

Он всегда – тот «царь», у которого «двадцать тысяч» против твоих «десяти».

И человек, в одиночку выступающий против него, неизбежно обречен.

Хоть безумно сражайся, хоть проси мира – результат будет один: смерть или та или иная степень порабощения.

Но это притчевое поучение о царях, невозможно адекватно рассматривать вне озвученного Христом контекста.

Иисус Христос говорит о цене следования за Ним, о том, что нужно хорошо поразмышлять, прежде чем стать Его учеником.

Сразу за притчей о царях идут следующие слова:

«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Лк. 14. 33.

Хочешь стать христианином – сядь и подумай.

Готов ли ты отдать все за Христа? В том числе и свою собственную жизнь?

Если – да, то будь им - иди и не бойся сражаться ни с каким «царем», ни с каким «дьяволом».

И пусть не пугают тебя никакие «двадцать тысяч» превосходящих противников.

Христос бесконечно сильнее.

Но чтобы победить, нужно отдать все – а взамен приобрести Христа.

Согласитесь, стоит сесть и хорошо подумать…