Постановка вопроса многим покажется странной или глупой. Но давайте не будем торопиться.
Как говорится – присмотримся, а потом рассудим.
В поучениях Иисуса Христа мы встречаем два места, в которых наш Господь как бы мимоходом и невзначай упоминает о сидении.
То есть о том, что описываемый Им процесс совершался сидя.
О чем это может говорить?
Прежде всего, о том, что эти действия нельзя совершать быстро, как бы мимоходом, на бегу.
Они требуют спокойствия, кропотливого внимания, пристального изучения, сопровождаемого процессом рассуждения.
Таким образом, мы можем сказать, что «сидя» - это и есть синоним вышесказанного.
Давайте рассмотрим первый случай.
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
Который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». Мф. 13. 48.
Что ж – первый пример с аналогией понятен.
Вытащив невод, рыбаки, действительно, чтобы разобрать рыбу, присаживаются и начинают неторопливый разбор.
Хорошую рыбу – в специальные сосуды.
«Худую», то есть плохую – отдельно, чтобы потом выбросить вон. На помойку или собакам.
Под «худой» рыбой может иметься в виду несъедобная, больная, ядовитая… Или же просто мелкая и недостойная внимания.
Да – процесс небыстрый, требующий внимания, рассуждения, и потому выполняется сидя.
Применим аллегорический подход.
Наши души – это тоже своеобразные «неводы», которые в процессе жизни постоянно захватывают в себя разного рода «рыбу» - впечатления, рассуждения, знания, убеждения, сомнения, пристрастия, навыки…
Глупые и пустые люди к разбору своего душевного «невода» относятся невнимательно.
Они делают это быстро, на бегу, не давая себе времени глубоко задуматься над его содержимым.
Мало того – они чаще всего вообще не разбирают содержимое своих душ.
Все, попавшее туда, «переваривается» внутри без всякого разбора.
Но не то мудрые «рыбаки». Они-то знают, что от этого разбора зависит их жизнь.
Что среди попавшей в душевные сети «рыбы» могут быть не только несъедобные, но и ядовитые экземпляры.
Кроме этого там – масса всякой «мелочи», которая, накапливаясь в душе, засоряет ее и делает забитой разного рода «шлаками».
Вот почему нужно выделять на «очистку» время – спокойно садиться и делать неторопливый и внимательный разбор.
Все «хорошее» собирать в отдельные «сосуды», а «худое» - непременно выбрасывать вон.
В церковном смысле, по словам св. Серафима Саровского, - стяжать в душу благодать Святого Духа и очищать ее в таинстве покаяния.
Что ж – с первым разобрались.
Но в Евангелии есть и еще один пример дела, которое нужно делать сидя.
Давайте разберем и его.
«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире». Лк. 14. 31-32.
Здесь дело посерьезнее, чем разбор рыбы в неводе. Речь уже идет о войне, а значит, о жизни и смерти.
Разве такое дело можно решать на бегу?
Тут нужно еще больше спокойствия, неторопливости, рассуждения и совета – то, что зашифровано понятием «сидения».
Каждый человек в некотором смысле – «царь» своей жизни. А жизнь – это «война».
Против твоих «десяти тысяч» талантов, способностей, помощников, друзей… всегда найдется кто-то, кто обладает двойным превосходством.
Что ты будешь делать? Идти на рожон или предпочтешь замириться?
Глупые – выбирают первое. Они переоценивают свои силы и способности, бросаются в жизненную борьбу и гибнут.
Гибнут оттого, что ломаются от превосходящей силы злых людей, а также от собственных врагов – страстей, болезней, алкоголя, наркотиков…
Те, кто помудрее, предпочитают «просить о мире». Но – увы! – и они проигрывают в результате.
Ибо что есть «мир», заключенный под давлением превосходящей силы – это уже явная несвобода, та или иная степень рабства.
Дьявол, выступающий против человека в его жизненной борьбе, по определению всегда сильнее человека.
Он всегда – тот «царь», у которого «двадцать тысяч» против твоих «десяти».
И человек, в одиночку выступающий против него, неизбежно обречен.
Хоть безумно сражайся, хоть проси мира – результат будет один: смерть или та или иная степень порабощения.
Но это притчевое поучение о царях, невозможно адекватно рассматривать вне озвученного Христом контекста.
Иисус Христос говорит о цене следования за Ним, о том, что нужно хорошо поразмышлять, прежде чем стать Его учеником.
Сразу за притчей о царях идут следующие слова:
«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Лк. 14. 33.
Хочешь стать христианином – сядь и подумай.
Готов ли ты отдать все за Христа? В том числе и свою собственную жизнь?
Если – да, то будь им - иди и не бойся сражаться ни с каким «царем», ни с каким «дьяволом».
И пусть не пугают тебя никакие «двадцать тысяч» превосходящих противников.
Христос бесконечно сильнее.
Но чтобы победить, нужно отдать все – а взамен приобрести Христа.
Согласитесь, стоит сесть и хорошо подумать…