Специальная военная операция России на территории Украины смешала политические карты основным игрокам и изменила конфигурацию мировых геополитических процессов на многие годы вперед. Вероятно, что исход украинского кризиса может повлиять и на способы окончательного определения политического статуса Тайваня. Обозреватель «Московских новостей» Алексей Лаврентьев выяснил, возможно ли это и чего ожидать в ближайшем будущем.
История острова
Тайвань располагается в Южно-Китайском море на расстоянии около 150 км от побережья КНР. Исторически остров населяли представители австронезийских народов гаошань
, мигрировавшие сюда из южных районов Китая.
220–280 годы
Период «Троецарствия» — Тайвань впервые упоминается в китайских исторических хрониках, исследование острова.
Конец XVI – начало XVII века
Территория острова колонизируется иностранцами, прежде всего выходцами из Голландии, Испании и Португалии.
1683 год
Тайвань включен в состав Цинской империи. Происходит активное заселение острова выходцами из материкового Китая (преимущественно из провинций Фуцзянь и Гуандун), потомки которых составляют до 97% населения современного Тайваня.
1895 год
По итогам японо-китайской войны Цинская империя была вынуждена передать Тайвань во владение Японии.
1945 год
Остров вернулся в состав Китайской Республики.
1949 год
Партия Гоминьдан потерпела поражение в гражданской войне от коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном и была вынуждена эмигрировать на Тайвань вместе с административным аппаратом, парламентом и вооруженными силами. Число переселенцев составлялооколо 1,2 млн человек.
С этого времени Тайвань имеет свою конституцию, флаг, валюту и другие государственные атрибуты. Хотя остров проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, не считаясь с мнением правительства КНР, в международном поле он не имеет официально признанного статуса суверенного государства. Сегодня чуть более 10 государств признают независимость Тайваня и поддерживают с ним официальные дипломатические отношения. Во многих крупных государствах есть неофициальные культурные и экономические центры Тайваня.
В Конституции КНР при этом зафиксировано, что «Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины — священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване».
1971 год
Принята резолюция Генассамблеи ООН, которая признала КНР единственным законным представителем Китая в ООН. Начиная с этого времени большинство стран разорвали официальные дипломатические отношения с Тайванем.
1979 год
Принят «Закон об отношениях США с Тайванем», который закрепил обязательства американской стороны по предоставлению оборонительных средств и услуг, в том числе в случае внешних угроз безопасности Тайваню. Характер и объемы этих поставок определяются президентом и Конгрессом США. Штаты до сих пор поставляют вооружение на остров.
1980-е годы
Отношения между КНР и Тайванем постепенно налаживаются. Однако власти острова отвергли интеграцию с Китаем в качестве автономии по принципу «одна страна, две системы». При этом Тайвань упростил правила посещения и инвестирования в материковый Китай.
1991 год
Официально объявлено о прекращении состояния войны с КНР. С тех пор происходили интенсивная интеграция двух систем в экономической сфере, рост взаимных инвестиций, трудовая миграция, а также активный перенос производства тайваньских компаний в материковую часть Китая, которыевложили сюда более $60 млрд.
В 2000-х годах отношения между материком и островом снова начали ухудшаться, причина тому — избрание президентом Тайваня представителя Демократической прогрессивной партии
(ДПП). В 2016 году к власти на Тайване пришла представительница ДПП Цай Инвэнь. Свою предвыборную программу политик строила на лозунге «сопротивления Пекину и защиты Тайваня». А в 2020 году она была переизбрана на должность президента Тайваня.
Отношения между островом и материком с каждым годом становятся все напряженнее, а риторика Пекина ужесточается. Официальные представители китайской стороны неоднократно заявляли, что Китай не потерпит сепаратизма со стороны Тайваня или вмешательства внешних сил в отношения между Тайбэем и Пекином.
На фоне мировой турбулентности
Сейчас китайская сторона занимает выжидательную позицию стратегического нейтралитета и отстраненно наблюдает за развитием ситуации вокруг Украины. Развитие украинского кризиса и его последствия непременно отразятся и на стратегии решения тайваньского вопроса китайским руководством. Экс-сотрудник администрации президента США Хайно Клинк заявил: «Они получают больше данных, глядя на то, что Запад делает сейчас по отношению к России. Это будет информировать и потенциально формировать процесс принятия решений Китаем. Любой признак слабости будет принят во внимание китайцами».
Тем не менее силовое решение тайваньского вопроса в ближайшее время маловероятно.
Руководство КНР на данном этапе сделало стратегическую ставку на долгосрочное решение важных геополитических вопросов посредством концепции «мягкой силы
». Как сказано в древнекитайском трактате «Дао дэ Цзин», «Мягкое преодолевает твердое». В пользу данной стратегии в отношении Тайваня свидетельствует в том числе тот факт, что правительство КНР стремится переманивать тайваньских специалистов, предлагая работникам технологических компаний в несколько раз большую заработную плату, а также оплачивая обучение их детей в частных школах материкового Китая.
Поднебесная оказывает различные меры поддержки для тайваньских соотечественников, которые находятся в поиске работы или желают открыть собственный бизнес. Например, не так давно власти КНР расширили доступ на рынок для резидентов Тайваня, которые теперь могут зарегистрировать индивидуальные предприятия в 122 секторах бизнеса. По состоянию на конец 2021 года в Китае было зарегистрировано 359 самозанятых тайваньских фермеров и 9926 самозанятых жителей Тайваня.
Важно отметить, что Китай критически зависит от поставок тайваньской компании TSMC, которая занимается производством полупроводниковых изделий и является крупнейшим производителем микросхем в мире с совокупной долей рынка более чем 50%. Поэтому любой силовой вариант решения тайваньского вопроса неминуемо приведет к коллапсу мировой полупроводниковой промышленности, которая не в последнюю очередь ударит и по самому Китаю.
Достижения КНР за последние десятилетия наглядно демонстрируют Тайваню и всему миру эффективность и рациональность китайской модели экономического устройства. Хотя экономика Китая еще уступает американской, он уже занимает второе место в мире по объему ВВП от мировой экономики. А доля РФ совсем скромная — около 2%. Поэтому в отличие от России Китай в большей степени готов к автаркии
, поскольку ему проще выстроить самозамкнутую систему. Кроме того, последствия потери китайского рынка для западных компаний будут куда болезненнее, чем потеря российского рынка.
И все же Китай не заинтересован на данном этапе в развитии конфронтационного сценария с западными странами. Он нацелен на мирное сосуществование с остальными государствами для наращивания и поддержания собственного экономического и политического могущества. Китай намерен выстраивать внешнеполитическую стратегию по максиме, предложенной Си Цзиньпином еще в 2012 году: «сообщество единой судьбы человечества
». На данный момент он еще не исчерпал все возможные варианты решения интеграционных процессов мирным путем.
Не исключено, что дальнейшая интеграция Тайваня будет проходить по гонконгскому сценарию: посредством мягкой инкорпорации элитных групп и частичного экономического подчинения.
Гонконг (Сянган) сильно отличается от материкового Китая по ментальности жителей, внутриполитической организации, правовой системе и т.д., поскольку долгое время являлся колонией Великобритании и только в 1997 году был возвращен Китаю. Однако политика КНР на гонконгском направлении за пару десятилетий позволила успешно интегрировать данную территорию. Сейчас Пекин в значительной степени контролирует внутриполитические процессы на данной территории, особенно после принятия резонансного закона о национальной безопасности Гонконга (Сянгана) в 2020 году.
10 марта 2022 года помощник министра обороны США по вопросам стратегии, планирования и военного потенциала Мара Карлин заявила: «Я думаю, что ситуация, которую мы сейчас наблюдаем на Украине, является очень полезным примером того, почему Тайваню необходимо сделать все возможное для подготовки своего населения, чтобы оно могло быть как можно более «колючим», если Китай решит нарушить их суверенитет». Данное заявление отчетливо демонстрирует заинтересованность американской стороны в максимально долгом и болезненном решении тайваньской проблемы. Однако на данном этапе поддержка Тайваня со стороны США ограничивается формальными заявлениями, а также интенсивными поставками вооружения. Следует ожидать, что в случае возникновения угрозы полномасштабного конфликта между материковым Китаем и Тайванем США и другие западные страны, скорее всего, ограничатся формальными заверениями своей поддержки.
Чего ждать
Украинский кризис является своеобразным краш-тестом для российско-китайских отношений. Судя по последней информации, КНР продолжает придерживаться нейтралитета и стратегической неопределенности, при этом твердо заявляя о том, что западные страны не имеют права оказывать влияние на внешнеполитическую позицию китайской стороны и диктовать, как должен вести себя Китай в сложившихся условиях.
Исход конфликта на Украине с большой долей вероятности повлияет и на оценку руководством КНР возможных действий на тайваньском направлении. Пока Россия проводит специальную военную операцию на территории Украины, а западные страны фактически развязалиэкономическую войну против российского государства, Китай занимает наиболее выгодную позицию с точки зрения стратегического планирования. Она позволяет в том числе определять потенциальные риски возможных сценариев решения тайваньского вопроса и других глобальных задач. В окончательном урегулировании данной проблемы время играет на стороне Китая, а не Тайваня.
Политика США также может подтолкнуть КНР действовать более жестко и активно на тайваньском направлении. Однако американская сторона занимает стратегическую неопределенность по тайваньскому вопросу, и весьма сомнительно, что США готовы будут пойти на открытую конфронтацию с КНР и развязывание третьей мировой войны ради сохранения независимости Тайваня. Тем не менее силового решения тайваньского вопроса в ближайшие годы, скорее всего, ожидать не стоит: в отсутствие радикальных изменений в расстановке политических сил в мире Китай будет продолжать свою политику мягкого интегрирования острова.