Многие иностранные компании, ранее заявившие об уходе из РФ или приостановке деятельности в стране, теперь ищут локальных партнеров, которым можно доверить управление своим бизнесом в России. Об этом сообщил РБК со ссылкой на источники в консалтинговых и инвестиционных фирмах.
- Согласно данным компании Aspring Capital, в 2021 году она не получила ни одного обращения о передаче управления активами партнерам в России. В 2022 году компания зарегистрировала уже 10 таких запросов, и их число растет.
- на возможный выкуп», — пояснили в Aspring Capital.«Мы видим большой поток обращений от иностранцев, которые оценивают, как им себя вести в текущей ситуации, — полностью закрыться или же найти локального партнера, заключить с ним договор доверительного управления с опционом
- Директор консалтинговой компании Sputnik Group Евгений Пенкин сообщил, что уже ведутся переговоры как о передаче активов в управление локальным партнерам, так и об их последующей продаже. По его словам, в этом заинтересованы и российские компании, и иностранные инвесторы.
Что говорят
- Планируя передачу управления, иностранцы меньше всего думают о получении дохода, отметили в Aspring Capital.
- По мнению экспертов, главная цель зарубежных брендов — сохранить имеющиеся активы, передав их надежному партнеру, и при этом иметь возможность вернуться на российский рынок, как только ситуация стабилизируется.
- Пенкин из Sputnik Group добавил, что некоторые компании также могут передавать активы российским партнерам на время, пока подыскивают покупателя для своего бизнеса в РФ. По данным СМИ, продать активы в России намерены, например, BP и Shell.
- Оформление сделок по передаче управления — трудоемкий процесс, поэтому «такие истории больше интересуют крупный бизнес», в частности табачные компании, пояснил Пенкин. По данным СМИ, к такой схеме обратились, например, Imperial Tobacco и British American Tobacco.
- Как отметили в Financial Times, переговоры о передаче управления могут растянуться на месяцы, поскольку такие сделки и в обычной ситуации являются сложными и длительными, а сейчас осложняются непростой экономической и политической обстановкой.
- Ранее вице-премьер РФ Андрей Белоусов сообщил, что у иностранных компаний, которые решили уйти с российского рынка, есть два варианта: либо передать свою долю в управление локальным партнерам и впоследствии вернуться на рынок РФ, либо прекратить работу, уволить сотрудников и пройти процедуру ускоренного банкротства.
Контекст
С конца февраля 2022 года об уходе из России или приостановке своей деятельности в стране объявили более 400 зарубежных компаний. Среди них McDonald’s, Zara, H&M, IKEA и другие.
- Как отметил Forbes, чаще всего речь идет не о полном уходе, а о приостановке продаж, поставок и обслуживания клиентов, при этом местные сотрудники продолжают хотя бы частично получать зарплату.
- По мнению зампреда Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева, зарубежные бренды ушли с российского рынка под давлением западных властей. О давлении со стороны властей заявлял, в частности, крупный японский ритейлер одежды Uniqlo. Сначала компания объявила, что продолжит работу в России, но позже все-таки решила приостановить деятельность в стране.
- по вопросам легкой промышленности, считает, что основная причина приостановки работы магазинов или ухода с рынка — не политическая позиция, а «экономическая растерянность» зарубежных компаний.Дарья Ядерная, эксперт ЮНИДО ООН
- Некоторым брендам, доставляющим товары из Европы, может потребоваться пересмотр логистических цепочек, поскольку авиасообщение между странами закрыто, а многие международные компании по экспресс-доставке грузов присоединились к антироссийским санкциям, отметила эксперт.
- Кроме того, из-за скачков курса нужно постоянно проводить переоценку товара, отметила Ядерная. Ситуацию также осложняют ограничения на проведение валютных платежей.
За чем следить
Многие иностранные компании намерены вернуться в Россию уже к лету 2022-го, считаетэкономист из Национального исследовательского института мировой экономики Владимир Миловидов.
- Он подчеркнул, что потеря российского рынка крайне невыгодна иностранным компаниям и они ждут стабилизации экономической и политической обстановки.
- Журналисты обратили внимание, что «возвращаться» на российский рынок иностранным компаниям придется не впервые. Например, после введения санкций 2014-го исчезли популярные в Санкт-Петербурге американские рестораны быстрого питания Carl’s Jr, но уже через год точки снова открылись в городах России.
Однако, по мнению экономистов, большинство освободившихся ниш уже в скором времени будут заняты конкурентами. Например, увеличить поставки всевозможной продукции в РФ может Китай.
- Специалисты считают, что освобождение рынка поможет развиваться российским брендам. В частности, сеть ресторанов «Крошка Картошка» уже планирует увеличить количество точек, также открыть кафе в России выразила желание турецкая сеть ресторанов быстрого питания Chitir Chicken.
- Заменить западные бренды одежды, по мнению экспертов, могут российские, в частности Zarina, befree, Love Republic и Sela. Также эксперты прогнозируют появление новых брендов.
Российские власти разработали меры по поддержке жителей и бизнеса.
- Например, мэр Москвы Сергей Собянин ранее заявил, что в течение полугода международные сети быстрого питания «можно спокойно заместить отечественными предприятиями». 16 марта он подписал постановление о предоставлении грантов предпринимателям на развитие фастфуда. Размер выплаты будет зависеть от площади кафе и других их особенностей. Заявку на получение гранта, например, подал артист и бизнесмен Тимати, отметив, что в течение года планирует «освоить около пяти точек для старта».
- Власти подготовили меры поддержки тем, кто потеряет работу из-за ухода из России иностранных компаний. Глава Минтруда России Антон Котяков заявил, что на помощь смогут рассчитывать 625 тыс. россиян.