Впереди Оскар. И, пускай воспринимать эту кинопремию, как однозначный показатель качества фильмов, уже давно нельзя, сюда порой забредают весьма неплохие работы. Одним из претендентов на звание лучшего фильма года стала драма "CODA: Ребенок глухих родителей", которую я не только с удовольствием посмотрел, но и считаю её более сильной картиной, нежели её многие главные конкуренты.
Начать, думаю, следует с названия, в котором заключены основные поднимаемые в данной истории темы. В оригинале это просто CODA. Во-первых, это авторская аббревиатура Child of deaf adult, что так и переводится "ребенок глухих взрослых". Главная героиня ленты Руби Росси, собственно, и является единственным слышащим членом своей семьи. То есть российский прокатчик ничего не придумывал, а просто поставил дословный перевод рядом с оригинальным названием.
Но также существует CODA и как музыкальный термин, который означает некий финальный пассаж музыкального произведения, несколько тактов или аккордов, призванных усилить ощущение наполненности и законченности. По сути именно этим определением и руководствовались авторы фильма в первую очередь. А Child of deaf adult - лишь красиво придуманное обстоятельство, в рамках которого поднимаются простые и понятные всем вопросы.
Перед нами семья рыболовов: Отец, мать, старший сын - все трое с рождения глухие. И дочь - единственная без этой особенности. Естественно, она на постоянной основе помогает родным при необходимости общения со звуками окружающего мира. Не только в качестве сурдопереводчика, но и, например, когда их катер вызывают по рации с берега. Забегая вперед, вынужден сообщить, что обязательно наступит момент, когда нужда и даже зависимость глухонемых родственников в своей говорящей и слышащей Руби будет особенно острой. И это одна сторона монеты.
Но есть и другая. Та, которая станет причиной конфликта, которая поставит перед героями очень непростой выбор. А заключается она в том, что у Руби есть особый талант - её голос, который замечает школьный учитель по хоровому пению. Он помогает девушке выпустить на свободу стесняющийся внутри потенциал, что приводит к новым возможностям. Поступить на престижный курс, но уехать от своей семьи. Да, вот такой очень простой конфликт предлагают нам авторы этого фильма. Но простота и даже некоторая тривиальность - это далеко не всегда плохо, скучно или предсказуемо.
Ах да, важный момент. в первой трети картины может показаться, что перед тобой классический ромком. Это происходит после того, как нам показывают главную героиню в образе стереотипной серой мышки, над которой постоянно смеются более сексапильные девчонки, и её симпатию к местному школьному красавчику. Они вместе оказываются в одном хоровом кружке, где преподаватель ставит обоих в дуэт для исполнения песни о любви на отчетном концерте. Ну, черт побери, подумал я, предвкушая очередную слюнявую подростковую пустышку. Однако, хочу предупредить всех тех, кто решит на этом моменте остановить просмотр. Не надо. Смотрите дальше, ведь кино окажется совсем не об этом. Я не имею ничего против ромкомов, но я был рад, что данная сюжетная линия оказалась второстепенной.
А основой для сюжета служат семейные отношения. И проблемы глухонемых внутри своей социальной ячейки в глобальном смысле не особо отличаются от проблем любых других семей, за исключением отдельных нюансов. Таким образом, наша Руби встает перед выбором остаться и пожертвовать своим личным будущим ради своих близких либо уехать и начать жить ради себя. И главным аргументом в пользу того или иного выбора является реакция родителей и брата. Но я не буду вам рассказывать, чем всё закончится, чтобы случайно не испортить те впечатления, которые можете испытать.
И это даже нельзя назвать каким-то спойлером. Да, она уедет или нет, она останется. В данном конкретном случае это не очень важно. Потому что сильнее всего на твои эмоции действует не конечный результат, а сам путь, через который авторы ведут своих персонажей. Как они смотрят на одни и те же вещи под другим углом и делают переоценку своего к ним отношения. И в этом месте хочется поставить твердую пятерку и режиссеру, и сценаристу, и оператору и, конечно же, актерам.
Я не буду упражняться в красноречии, пытаясь изощренным способом похвалить весь актерский состав фильма. Лучше всего это сделает любопытный казус, который случился со мной во время просмотра. Когда за позади осталось уже две трети фильма, только в тот момент я обнаружил, что могу включить субтитры. И оказалось, что все многочисленные диалоги на языке жестов сопровождаются переводом. Однако, я ни капли не расстроился. Потому что, пускай я дословно не понимал точности реплик, смыслы всех немых общений мне были предельно ясны.
Знаете, есть такое правило в кинематографе: Если ты можешь показать сцену без диалогов и уж тем более без закадрового голоса, то так и нужно делать. Это невероятно сложно. Зато является высочайшим показателем профессионализма и таланта. Я бы применил это правило к актерам "Ребенка глухих родителей", которые смогли без единого слова сыграть так, что мне было абсолютно всё понятно. Что тут ещё сказать? Только "Браво!"
Трой Коцур, Марли Мэтлин, Даниэл Дюран - потрясающие актеры, которые, между прочим, и в реальной жизни тоже глухие. Большие молодцы, но не единственные, кого следует горячо похвалить. Кино - это синтетическое искусство. А потому за успех и положительный результат ответственны все, принимающие участие в его создании. Режиссер, сценарист, оператор, композитор, монтажер и многие другие из съемочной группы сработали очень слаженно и четко. Ближе к финалу есть несколько удивительных сцен, которые сумели оставить невероятные впечатления.
Например, в эпизоде выступления Руби на концерте, полностью выключается звук, чтобы мы, зрители, смогли понять, как его воспринимают глухие родственники девушки. А затем, когда ты немного обескуражен таким непривычным, крайне неудобным, обрезанным форматом ощущения действительности, авторы показывают наглядный метод, благодаря которому даже глухой человек может полноценно услышать любую песню.
"Ребенок глухих родителей" для меня стал неожиданным и очень приятным открытием. Остается лишь пожелать, чтобы и на вас это кино подействовало, как минимум, так же.