Сегодня мы хотим рассказать вам о «Портрете Полины», с которого началась история Музея AZ.
Приобретение этой работы положило начало и ее страстному увлечению искусством Анатолия Зверева, и многолетнему сотрудничеству с галеристом и куратором Полиной Лобачевской, — ведь именно она была изображена на портрете.
История картины хорошо известна. Сама Полина Ивановна подробно описала момент портретирования — в первый же день их знакомства со Зверевым он создал несколько совершенно разных портретов. Этот сеанс был похож на невероятный перформанс — его сопровождали шутки и остроумные фразы художника, среди которых, конечно, звучала одна из самых знаменитых — «Садись, детуля, я тебя увековечу!»
О процессе создания этого шедевра Полина Лобачевская пишет: «Вот — первый взмах руки! Пауза. Прицел. И сильный мазок. Несколько коротких энергичных линий, прочерченных ножом-мастихином. Еще один прищур правого глаза, еще несколько, как бы вдавливающих краску в холст, движений ножом в полном молчании. И, наконец, появляется кисть. Он яростно ввинчивает ее в поднос-палитру, смешивает краски...»
Зверев создал множество портретов Полины Лобачевской, один из них находится в «золотом фонде» Третьяковской галереи. Незадолго до смерти Зверева она упрекнула художника в том, что тот недостаточно бережно относится к своим работам.
Зверев в шутку ответил: «Когда меня не станет, ты этим и займешься».
Слова оказались пророческими: именно Полина Лобачевская стала создателем и куратором выставки Анатолия Зверева в Третьяковской галерее (1999), а теперь является со-основателем и Арт-директором Музея AZ.