Найти тему

Кролик, убивший Диану

В детективном романе «31 августа» история смерти леди Дианы и пропажи ставшего виновником аварии «Фиата» получают неожиданный поворот.

Как только журналистам стало известно, что французские продюсеры Пьер Кубель и Мари-Кастиль Менсьон-Шаар приобрели права на экранизацию романа Лоранс Коссе «31 августа», страницы газет тут же запестрели крупными заголовками вроде: «Снимается фильм о гибели леди Дианы» или «Самое знаменитое ДТП — на широком экране».

Но не спешите гадать, кто же воплотит в кино образ урожденной леди Дианы Фрэнсис Спенсер. Бывшая жена принца Чарлза в фильме вряд ли появится, потому что и в книге ее фактически нет. Есть лишь черная громада «Мерседеса», несущегося на огромной скорости, и страшный удар об опору тоннеля. Да и книга по большому счету вовсе не о гибели леди Ди и ее возлюбленного Доди аль-Файеда, несмотря на то что вокруг этого злосчастного столкновения крутится весь сюжет.

В современной литературе наряду с так называемой альтернативной историей есть такой поджанр, как криптоистория — скрытая история. В таких книгах канва событий остается точно такой же, как в реальности, а придумываются причины, приведшие к тем или иным последствиям. Классический пример — «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова. Сепаратные переговоры союзников с гитлеровской Германией действительно закончились безрезультатно, но вовсе не потому, как вы думали. На самом деле был такой разведчик — Штирлиц…

По аналогии книгу «31 августа» можно назвать криптодетективом.

Версия, придуманная французской писательницей Лоранс Коссе, идеально укладывается в прокрустово ложе известных фактов. Действительно, непосредственно перед лимузином принцессы в тоннель въехал белый Fiat Uno. Скорее всего, отрывающийся от папарацци и несущийся со скоростью сто пятьдесят километров в час «Мерседес» зацепил эту машину (на месте аварии нашли частицы белой краски и осколки заднего фонаря «Фиата»). Вполне возможно, что именно из-за этого столкновения машину аль-Файеда повело и она вписалась в опору. Абсолютно точно — белый «Фиат» с места аварии скрылся и до сих пор не найден. Таковы факты.

Версий же было огромное количество — от предположений, что в «Фиате» сидел хладнокровный убийца, нанятый английской королевской семьей, до гипотез о еще одном, оставшемся неизвестным папарацци, специально подрезавшем автомобиль, чтобы его сообщники успели сделать сенсационные кадры.

Лоранс Коссе предлагает свой вариант, самый напрашивающийся. Не было никаких злодейских замыслов, а был банальный законопослушный обыватель, въехавший в тоннель с положенной скоростью пятьдесят километров и случайно попавший под удар. В романе это парижская официантка Лу, живое воплощение тривиальности. В самом деле, трудно найти более банальную героиню: немногим за двадцать, не красавица, но и не крокодил какой, провинциалка, с родителями ладит плохо, живет на съемной квартире с бойфрендом, работает в ресторане корсиканской кухни.

Тормозить не стала от испуга, нога как сама дернулась к педали газа, а потом уже поздно было. Ошарашенная, завалилась спать, утром проснулась, включила на кухне телевизор и поняла, что вчера вечером жизнь кончилась.

Поэтому роман Коссе не о каких-нибудь перипетиях судьбы изгнанницы из августейшего семейства. Он об Армагеддоне. О гибели мира.

Поговорку «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» знаем мы все и столь же массово стараемся забыть. Потому что невозможно жить с осознанием, что в любой момент фатум, хихикая, может выдернуть тебя, расслабившегося, из мира, к которому ты уже притерся и где обжился, и швырнуть в ад. Просто так. Не потому, что ты плохой, в чем-то провинился или грешил и не каялся. Просто тебе не повезло. Так твоя карта легла — кысмет, как говорят на Востоке.

«Все рухнет, ничто не будет как прежде. От такого клейма не избавишься до конца дней. Сколько ни проживи, ты всегда будешь той, из-за кого погибла принцесса Диана».

Лу понимает, что через день-два на ее поиски будут брошены тысячи полицейских и миллионы франков. Весь мир прилипнет носом к экранам телевизоров, гадая, поймают тебя или нет. Город, да что там город — всю страну переберут по человечку, прочешут частым гребнем: слишком уж велики ставки, слишком пристально смотрит на Францию весь мир, ошарашенный трагическим финалом сказки про принцессу.

И ей, такой обычной, такой обыкновенной, из этой сети не выскочить. Остается только пойти сдаться, тем самым выписав самой себе приговор на пожизненные мучения. С ежедневным хищным галдежом репортеров, тыкающих тебе в лицо свои микрофоны и ослепляющих вспышками, тыканьем пальцем, шепотом за спиной и ночными звонками сумасшедших поклонниц принцессы: «Мы тебя убьем, сучка! Мы рассчитаемся за Ди. И не надейся, что все будет так же быстро. Ты пока жди, жди… Мы придем».

Либо рвануть на авось, порвать все нитки, связывавшие тебя с миром, и бежать в тот страшный незнакомый мир нелегального существования. И надеяться, что ты, домашний кролик, выживешь среди этих вскормленных кровью волков.

Лу выбирает второй путь, и вот тут начинается триллер, который сделал бы честь и Хичкоку. Триллер, который приводит и Лу, и нас еще к одной истине, уравновешивающей равнодушную жестокость первой: все проходит.

Коссе Л. 31 августа. М.: Иностранка, 2006

__________________

Если вы любите читать, рискну предложить вам познакомиться с моей книгой "Куда идем мы" - https://author.today/reader/128812/1029703.

Это роман-римейк великого китайского романа "Путешествие на Запад".

-2

Это четверо отмороженных придурков, с боями пробивающиеся на запад, причем самый низкоуровневый едет верхом на пятом члене этой компании, вполне себе разумном.

Еще в этой книге есть драчливые демоны и похотливые демонессы, троллинг и булинг, юмор и дружеские подколки, серьезные косяки и принцип стоять друг за друга насмерть как руководство к действию.

Если вам понравится - я буду рад.