89 лет назад в Германии к власти пришли национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером. Приход к власти националистов привел к одной из величайших катастроф в истории человечества – Второй мировой войне. 23 марта 1933 парламент наделил канцлера чрезвычайными полномочиями и правом самостоятельно издавать законы. Во время голосования в зале находились вооруженные штурмовики и эсэсовцы.
Наверное, мне могут возразить, что любые исторические параллели с нашей современностью не выдерживают никакой критики. Возможно, мои оппоненты правы, однако вся мировая история доказывает: там, где правят бал националисты, рано или поздно начинается фашизм. К чему это я пишу? Да к тому, что в Казахстане медленно, но верно идет эскалация так называемого национал-патриотизма. Начавшись примерно в 2013 году, это явление приобрело зримые черты сегодня, в 2022 году, когда во власти стали появляться откровенные реакционеры, не скрывавшие свои взгляды, а сегодня под напором общественности пытающиеся отмазаться от своих воззрений, усиленно пропагандировавшихся ими через интернет и СМИ.
Автор этих строк ожидала, что президент страны в своем мартовском послании народу страны остановится на этом вопросе, поскольку есть письма и обращения граждан по данному поводу. Увы, этого не произошло, что дает повод аналитикам предполагать, что нынешнее пришествие национал-патриотов во власть поддерживается самим главой государства. Но что может быть общего у карьерного дипломата, весьма образованного человека с теми, кто проявляет «пещерный национализм» (выражение Даурена Абаева, нынешнего министра культуры, не так давно бывшего заместителем руководителя администрации президента страны)? Разумеется, ничего общего у выпускника МГИМО с этими людьми быть не может. А их появление во власти, депутатском корпусе вызвано лишь тем, что Касым-Жомарт Токаев плохо знает людей и ориентируется на своих приближенных, которые лоббируют своих протеже.
Вздрогнуть заставляет и нынешний состав мажилиса парламента. Сейчас там немало лиц, не скрывающих свои «интересные» взгляды. И это уже опасная тенденция.
Сказать, что Касым-Жомарт Токаев, вероятно думает, что эти люди выражают мнение большинства жителей страны, нельзя, поскольку подтверждений тому нет. Никаких исследований на данную тему не проводится, во всяком случае, в открытом доступе нет информации о таком. Скорее, данные лица позиционируют себя таковыми, не имея при этом реального подтверждения.
В недавнем интервью агентству «Хабар» президент Токаев признал, что власти проигрывают информационно оппонентам. Так оно и есть. Более того, слова главы государства лишь констатация факта. Никаких действенных мер для изменения ситуации не принимается. Да, в послании Касым-Жомарт Кемелевич выразил надежду на то, что СМИ станут свободными, открытыми, не принимая однобокую позицию. Такое представление о роли и деятельности СМИ верно, но правильно и другое выражение «Всякая власть чего-то стоит, если она умеет защищаться». Иначе говоря, власти должны умеют противостоять нападкам на нее. И это противостояние опирается на идеологию, которую исповедуют власти, в которой нет места национализму.
Все то, что нам, казахстанцам, предлагается сегодня, является паллиативам, а не настоящими реформами. Власти много говорят о «Новом Казахстане». Но предлагаемые ими меры по построению нового Казахстана половинчаты, а потому не дадут результата. Происходит это потому, что нам не дали ответов на главные вопросы, а именно: какой Казахстан мы собираемся строить, по какому именно пути будем двигаться. Тиражирование фраз о реформах и новом Казахстане должного эффекта не дадут. Потому что обществу надо явить генеральную стратегию развития страны, которую нельзя представить без идеологической составляющей. А всякий путь развития невозможен без осмысления прошедшего, перечисления ошибок и указания того, как их исправлять. Основатель советского государства Владимир Ленин говорил, что «честность в политике есть результат силы», то есть, силы власти, силы государства.
Замалчивание отрицательных моментов нашей реальности, есть признание того, что власти далеко не так сильны, как хотелось бы массам. И подтверждением тому служит заигрывание с людьми, исповедующими радикальные взгляды.
Вернусь к Германии тридцатых годов прошлого века. Почему стал возможен приход Гитлера к власти? Да, конечно, свою роль сыграло то, что Германия проиграла в Первой мировой войне. Тысячи людей остались без кормильцев, работы и потому с воодушевлением восприняли националистические лозунги Гитлера. Но мы живем в иное время; и предпосылок для расцвета и прихода к власти национал-социалистов у нас нет. И это надо хорошо понимать.
«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» – этой фразе Ленина больше ста лет, но актуальности она не потеряла. Наоборот, стала еще более актуальной.