Этим вопросом довольно часто задаются те, кто изучают фразовые глаголы в английском как часть разговорной речи на уровне intermediate, upper-intermediate и выше и пытаются употреблять их в своей речи. Причина этого вопроса вполне понятна – понимание и использование фразовых глаголов вызывает сложности: большинство этих глаголов имеют по крайней мере 4 значения, а некоторые и вовсе больше 10, значения частиц часто непонятны, нелогичны и толком доступно не объясняются в учебной литературе, а некоторые глаголы имеют аж две частицы и являются частью фразеологизмов. Гораздо проще найти простую короткую замену длинному фразовому глаголу: например, сказать eliminate ridiculous rules – устранить нелепые правила, вместо do away with ridiculous rules – покончить с нелепыми правилами. И вроде все хорошо, глагол употребили, слушатель выражение понял, кивнул головой и ничего критичного не сказал в ответ.
Однако на самом деле произошло вот что: избежав лишних сложностей, человек показал, что выбранные им слова звучат неестественно, то есть, что он неправильно использовал уровень формальности в разговорной речи, употребив вместо фразового глагола другой глагол, который используется в основном в письменном английском. Около 92% фразовых глаголов используются в устной английской речи и только 8% в академической, вот почему их необходимо использовать в первую очередь в разговоре. Конечно, глаголы без частиц тоже используются в общении, но часто их заменяют на фразовые глаголы по вышеуказанной причине. Проблема в том, что в русском языке формальная речь не так четко выражена и обособлена (хотя это тоже присутствует), как в английском, отсюда письменный язык больше приближен к разговорному.
Внизу я привел несколько таких примеров. Слева разговорная речь с фразовыми глаголами, справа более формальная, письменная c одним глаголом.
Iron out/cope with a problem – уладить/решить проблему
Rectify/resolve a problem – разрешить проблему
Kick off a discussion– начать обсуждение
Commence a discussion – приступить к обсуждению
Tell off a secretary– отчитать секретаря
Reprimand a secretary – сделать выговор секретарю
Lift up a box– приподнять коробку
Raise a box – поднять коробку
Leave out details – опустить детали
Omit details – опустить детали
А вот некоторые из тех 8% формальных фразовых глаголов, которые лучше не совсем не использовать в разговоре.
adhere to– придерживаться чего-либо
appertain to – относиться к чему-либо
ascribe to– приписывать чему-л
disabuse of – разубедить в чем-либо
emanate from/to – исходить от
engage in– заниматься чем-л
enlarge on/upon – предоставить больше информации
enter on/upon – вступать в
offend against – оскорблять чувства
pertain to – относиться к чему-либо, иметь связь с чем-либо
provide against– принимать меры
set forth – изложить
Ошибки неправильного использования фразового глагола можно легко избежать, если посмотреть на его данные. Если он формальный или литературный, тогда его лучше не использовать в устной речи.
Кроме того, чтобы правильно использовать фразовые глаголы нужно всегда помнить о том, какой тип фразового глагола используется. Например, некоторые фразовые глаголы являются гибкими, то есть частица может быть как перед дополнением, так и после, а другие жесткими, когда дополнение употребляется только после частицы.
Возьмем глагол – write something ↔ down. Это гибкий фразовый глагол, в словаре он выделяется стрелкой вправо-влево.
He wrote her address down. or He wrote down her address.
А вот фразовый глагол take after sb это жесткий глагол, потому что нельзя использовать дополнение перед частицей.
Bob takes after his father. (NOT – he takes his father after)
Теперь поговорим о частицах. Чтобы запомнить надолго определенный фразовый глагол, нужно хорошо понимать основные значения частиц. Эти маленькие слова – off, on, in, at, over, through и т.п. меняют значения глаголов, позволяя создать поистине богатый язык. Да, я помню, что написал о 10 значениях во многих фразовых глаголах, но на самом деле все не так страшно. Чем дальше мы уходим от основного значения, тем более редким и менее употребляемым становится этот глагол, поэтому в большинстве ситуаций совершенно не нужно знать все эти значения – вполне достаточно двух-трех.
Внизу я написал некоторые значения частиц, чтобы показать Вам насколько простым будет использование и запоминание этих глаголов, когда понимаешь, что означает частица.
Частица
Up
Значение
1) Акцент на полное завершение чего-либо
2) Появление чего-либо
Пример
I used up all my energy – Я потратил все свои силы.
The wound healed up – Рана полностью зажила.
I worked up a good appetite – У меня появился хороший аппетит
The problem came up unexpectedly – Проблема возникла неожиданно.
Частица
Down
Значение
1) Акцент на снижение, уменьшение чего-л
2) Поражение, разрушение, потеря своих позиций
Пример
Growth the sales slowed down– Рост продаж замедлился.
Turn the volume down– Убавь громкость.
The boxer knocked his opponent down – Боксер нокаутировал своего соперника
The house burned down many years ago.
– Дом сгорел много лет назад.
Частица
Away
Значение
1) Акцент на уход в другое место
2) Продолжать делать что-то увлеченно или усердно.
Пример
My aunt moved away to another country - Моя тетя уехала в другую страну.
We visit our country house to get away for a few days.
– Мы посещаем наш домик в деревне, чтобы выбраться на несколько дней.
We were chatting away and didn't hear what he said. - Мы увлеченно болтали и не слышали, что он сказал.
I’ve been working away on my article all day – Я работал над статьей целый день.
Почему же мы должны использовать частицы, если можно сказать used his energy или working on my article без этих частиц? Все дело в том, что эти частицы показывают слушателю другие значения – полное завершение, продолжение тяжелой работы и т.п., что сами глаголы не могут передать, поэтому использование глаголов без частиц не только сделает речь более скудной и неестественной, но и придаст словам другое значение, отличное от того, что Вы изначально хотели передать. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваша речь звучала естественно, без фразовых глаголов Вам не обойтись.
В завершении хочу отметить, что работа с фразовыми глаголами – это в первую очередь работа преподавателя и от того, насколько он качественно объяснит, структурирует и впоследствии активирует материал, будет зависеть результат его ученика в речи.
Желаю Вам успехов в изучении фразовых глаголов!