Найти тему
Эльжбета Чегарова

Дом Мельникова, экскурсия внутрь здания-манифеста

ДОМ МЕЛЬНИКОВА

Удивительно все, и сам дом, и биография автора. Константин родился в 1890 г в многодетной патриархальной семье. Родители держали коров, возили молоко на рынок в Москву. Дети вставали чуть свет, пасли скот и разносили молоко по соседям.

Как-то на рынке родители познакомились с молочницей Авдотьей, которая поставляла молоко в богатые московские дома, в том числе выдающемуся инженеру, педагогу Чаплину. Разговорились, рассказали про способности сына к рисованию. Авдотья через швейцара дома Чаплиных Михайлу замолвила за ребенка слово. Инженер оценил дарование (Константин к 13 годам закончил 4 класса церковно-приходской школы) и нанял ему учителя-художника, но в училище Живописи и Скульптуры Мельников не поступил, провалив экзамен по русскому языку, хотя художественные дисциплины сдал блестяще. Чаплин взял Константина в семью, выделил ему комнату. Жена инженера помогала мальчику освоить элементарные манеры поведения в обществе, а домашняя учительница детей Чаплиных натаскивала по общеобразовательным предметам.

Дальше Мельников по совету Чаплина поступает на архитектурный факультет и выходит через 12 лет лучшим учеником.

В 1924 году Мельников выигрывает конкурс на проектирование саркофага для Мавзолея В. И. Ленина и реализовывает его в 10-дневный срок. Эта работа стала его «охранной грамотой» в дальнейшей судьбе.

Затем успех на выставке в Париже 1925 года и вовсе невероятное - Константин Мельников получил от государства участок земли в центре Москвы и построил на нем трехэтажный особняк с собственным именем на фасаде, в то самое время, когда сотни тысяч людей уплотнялись и заселялись в дома-коммуны.

Одноквартирный жилой дом в Кривоарбатском переулке стал всемирно известным памятником советского авангарда, зданием-манифестом, вошедшим во все учебники архитектуры.

Злые языки называли его консервной банкой, но архитектор не думал, какую реакцию вызовет его дом у зрителей. Он говорил, красота — в глазах смотрящего. 

Дом Мельникова не имеет аналогов. Он состоит из двух проникающих друг в друга цилиндров одинакового диаметра, словно переплетенные обручальные кольца (или цифра 8). 

Сплетенные в объятьях башни
Сплетенные в объятьях башни

В доме нет ни одного прямого угла и нет поддерживающих балок, все держится только на тщательно рассчитанном каркасе дома.

Наружные стены выполнены из кирпича особой ажурной кладкой в виде сетки с ромбовидными отверстиями-сотами. Эти проемы заполнены оконными рамами или заполнены строительным шлаком и заштукатурены. Любой их них можно пробить и сделать в доме перепланировку. 

В стенах дома 124 шестиугольных проема, их под окна оставлены 64, остальные заполнены строительным мусором и заштукатурены
В стенах дома 124 шестиугольных проема, их под окна оставлены 64, остальные заполнены строительным мусором и заштукатурены

Особняк строился как идеальное жилье, обеспечивающее человеку все необходимое. Здание задумывалось как опытно-показательное строение, поэтому Мельников был освобождён от налога со строений и уплаты земельной ренты. Дом был построен в 1929 году, вместе с женой, сыном и дочерью Константин Мельников до своей смерти в 1974-м жил и работал в этом доме, завещав его детям. Вся мебель и утварь в доме оставлена как при жизни хозяев.

Попасть на экскурсию может только 5 человек, это обусловлено лимитом нагрузки на деревянные перекрытия. Билеты продаются два раза в месяц, 1-го и 15-го числа в 11:00 – нужно ловить, так как места разлетаются в считанные секунды.

Ну что, пойдем смотреть.

Уже в заборе с калиткой мы видим чудо инженерной мысли – отсек с навесом, под которым посетитель мог укрыться в непогоду, ожидая, пока хозяева откроют дверь. Калитка была связана с домом воздушным телефоном в виде металлической трубы под землей (была демонтирована еще при жизни архитектора). Калитку Мельников тоже перестраивал – так, чтобы дверь перегораживала доступ в отсек – жильцы были раздосадованы, что прохожие используют закуток под навесом по малой нужде.

Калитка. Дверь может закрыть доступ на участок в проеме параллельно улице, так и под 90 градусов, образуя закуток с навесом
Калитка. Дверь может закрыть доступ на участок в проеме параллельно улице, так и под 90 градусов, образуя закуток с навесом

 За домом в северной части участка была устроена открытая площадка для игры в городки и волейбол, установлены лавочка и стол, сооружён сарай, разбит огород и посажены фруктовые деревья.

Между двух беленых цилиндров дома ярко выделяются два непокрашенных кирпичных столпа — бывшие печные трубы, а ныне вентшахты. Печь находилась по центру подвала, а трубы расположены снаружи дома по бокам.

Наружные кирпичные шахты
Наружные кирпичные шахты

Молодой архитектор Мельников многому научился у своего покровителя Чаплина, знаменитого русского инженера-теплотехника, разработчика систем отопления и вентиляции Белорусского вокзала и храма Василия Блаженного. В своем доме Мельников применил оригинальную систему центрального отопления.

Лестница в подвал дома
Лестница в подвал дома

В подвале дома находится калорифер, от которого тепло расходится по пронизывающим весь дом каналам. В каждой комнате есть решетки, выводящие теплый воздух. Каналы оборудованы жалюзи, то есть их можно перекрыть.

Решетка для доступа тепла в гостиную
Решетка для доступа тепла в гостиную

Топка калорифера соединена с расположенной выше кухней трубой— туда сбрасывался мусор, который можно было сжечь. Также в подвале устроены рабочий стол-верстак хозяина дома и подпол для хранения продуктов.

Планировка дома
Планировка дома

Небольшая передняя имеет оригинальную витражную дверь: её створка обслуживает сразу два проёма - она может закрывать как пространство первого этажа, предлагая входящему сразу подъем по лестнице, так и перекрывать вход, отгораживая жилую часть дома.

У подножия лестницы стоит гипсовый бюст Сократа – обязательная деталь любого жилища архитектора или художника – и фотографии Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства.

Портрет хозяина дома. Константина Мельникова в передней дома
Портрет хозяина дома. Константина Мельникова в передней дома

Столовая 17м2 обставлена, впрочем, как весь дом, консервативной мебелью, контрастирующей с авангардной архитектурой. Ранее столовая была единым пространством с кухней, но по настоянию жены Мельникова между столовой и кухней появилась перегородка.

Столовая  расположена на первом этаже
Столовая расположена на первом этаже
Вся обстановка дома - мебель, вещи, утварь - подлинные
Вся обстановка дома - мебель, вещи, утварь - подлинные
-12
-13
-14

7-метровая кухня, один из шестиугольных проёмов наружной стены использован в качестве холодильного шкафа. 

Проем в кухне использован как стенной холодный шкаф
Проем в кухне использован как стенной холодный шкаф
-16
-17
-18
-19

Над плитой устроен необычный для 1920-х годов стеклянный экран-вытяжка, позволяющий удалять воздух от плиты через вентиляцию.

Над газовой плитой стеклянный колпак
Над газовой плитой стеклянный колпак

Отверстия в стене напротив кухни — это переговорные трубы. По одной можно было общаться со мастерской на третьем этаже, по другой — с калиткой, как по домофону.

Отверстия в стене - прообраз телефона
Отверстия в стене - прообраз телефона
-22

Санитарный узел, состоящий из ванной и уборной, имеет общие с кухней коммуникации. Роскошную чугунную ванну на ножках Мельников привез из Парижа в 1925 году.

-23
Сундук для хранения вещей
Сундук для хранения вещей
-25
-26

На первом этаже также размещены учебные комнаты детей по 4,5 м2 (с желтым треугольником на потолке - дочери Людмилы, с синим – сына Виктора) и комната супруги Анны Гавриловны Мельниковой.

-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33

Если помещения первого этажа имеют потолок одной высоты, то со второго этажа в сцепленных в восьмерку башнях начинается смещение. В башне со стороны входного фасада над первым уровнем один этаж, там расположена гостиная, а в тыльной башне - два этажа (спальня и мастерская). 

Поэтажный разрез, рисунок архитектора Мельникова
Поэтажный разрез, рисунок архитектора Мельникова

Лиловая гостиная с огромным витражом в главном фасаде – парадное помещение дома. Здесь принимали гостей, беседовали, музицировали. После войны архитектор установил в гостиной свой рабочий стол, отдав мастерскую в распоряжение сына – художника Виктора Мельникова.

Лиловая гостиная
Лиловая гостиная

-36
-37
Выступ части северной башни в гостиной
Выступ части северной башни в гостиной
Фасадный витраж с видом на Кривоарбатский переулок
Фасадный витраж с видом на Кривоарбатский переулок
Печь как арт-объект
Печь как арт-объект
Над рабочим столом изречение Константина Мельникова: «Классика и модерн две архитектурные клячи»
Над рабочим столом изречение Константина Мельникова: «Классика и модерн две архитектурные клячи»

Наверное, самое необычное помещение в доме – желтая спальня, общая для всех членов семьи. В комнате не было никакой мебели, кроме встроенных в пол трёх кроватей — двухспальной для родителей в центре и односпальных для сына и дочери по бокам. Между кроватями чисто символическую функцию перегородок исполняли небольшие ширмы-перегородки.

Желтая спальня
Желтая спальня

Кровати-пьедесталы, вырастали из пола и являлись частью бесшовного интерьера со скругленными углами – потолок, стены, пол и кровати как алтари представляли собой единое скульптурное целое. Все было оштукатурено пластичной массой и выкрашено в золотисто-горчичный цвет.

Мельников, сам выросший в патриархальной семье, устраивал быт домочадцев согласно своим убеждениям. Большое значение он придавал сну, воздуху и естественному освещению – в комнате нет не только мебели, но и светильников, зато спальне отведено сразу 12 окон. Он считал спальню самым гигиеничным помещением в доме.

Во время войны из-за бомбового удара спальня сильно пострадала, были утрачены подиумы кроватей и оштукатуренный пол. В ходе послевоенного ремонта был уложен дощатый пол и занесена обычная мебель.

-43
-44
-45

Третий этаж целиком занимает мастерская, по площади она такая же как гостиная, но объем ощущается совсем иначе. Стены с 38 шестиугольными окнами-сотами создают оригинальный ажурный орнамент и обеспечивают идеальные условия освещённости для архитектора или художника. 

Мастерская Мельниковых
Мастерская Мельниковых
-47
-48
-49
-50

Выступ первого цилиндра образует в мастерской антресоль, с которой Мельников рассматривал разложенные на полу эскизы и работы. Он любил сидеть за столом и наблюдать за работой студентов сверху. 

На стенах работы Виктора Мельникова
На стенах работы Виктора Мельникова
Антресоль в мастерской Мельникова
Антресоль в мастерской Мельникова
Работа сына архитектора живописца Виктора Мельникова
Работа сына архитектора живописца Виктора Мельникова

С антресольного балкона имеется выход на террасу.

Летом на террасе Мельниковы отдыхали на воздухе, пили чай и использовали её как солярий.

Терраса дома Мельников
Терраса дома Мельников
-55
-56

Константин Мельников был убежден в своей гениальности и построил для себя дом как творческий манифест – вызов. Жители дома воспринимали его как святыню. Жить в таком доме современнику нелегко, наследник архитектора – художник Виктор Мельников до конца жизни (2006) проживал в доме и хранил отцовский архив. 

Решением суда в 2013 году Дом Мельниковых с подлинной мемориальной обстановкой и сохраненным в целостности творческим наследием архитектора Константина Мельникова и художника Виктора Мельникова образуют единое неделимое целое, имеющее огромную историческую и культурную ценность. Внукам Константина Мельникова (их четверо, у Виктора и Людмилы осталось по двое детей) федеральный бюджет выплатит по ¼ рыночной стоимости дома (это по 66,5 млн рублей, на 2016 год).

 В марте 2021 года в связи с обнародованием информации о предстоящей реставрации Музеем было объявлено, что дом не планируется полностью закрывать для посетителей на период работ. Я побывала на экскурсии в Доме Мельникова в июле 2021 года.

#архитектура москвы

#экскурсии по москве

#шедевры архитектуры

#архитектура

#интерьер

#интересные места

#интересные люди

#уникальные места