Найти тему
Интермундии

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ в описаниях Цезаря и Тацита

Два исторических источника дают емкие описания жизни древних германцев: «Записки о Галльской Войне» Гая Юлия Цезаря и «Германия» или полное название «О происхождении и местоположении германцев» Публия Корнелия Тацита. «Записки о Галльской Войне» были написаны Цезарем во время его триумфальной кампании в Галлии, однако точная дата написания каждой книги неизвестна, но скорее всего книги кроме 8-ой были написаны в период 58-52 гг. до н. э. на латинском языке, а последнюю книгу после смерти Цезаря дописал Авл Гирций. «Германия» была написана Тацитом около 98 г. н. э. тоже на латинском языке.

Оба произведения можно отнести к намеренным письменным описательным историческим источникам. «Записки о Галльской войне» могут быть отнесены к политическим сочинениям или к литературному произведению. «О происхождении и местоположении германцев» может быть отнесено к научным историческим трудам или к литературным памятникам.

«Записки о Галльской войне» создавались как заметки Цезаря во время военной кампании в Галлии, однако каждая книга была доступна для прочтения гражданам Рима и «записки» были своего рода способом Гая Юлия рассказать о своих подвигах в Галлии народу Рима. Поэтому при прочтении именно о тактических и стратегических военных успехах проконсула Цезаря важно помнить, что автор хотел показать свои действия с максимально положительной стороны. Однако для нашей цели это не так важно, т. к. информацию о германцах и других народах Гай Юлий Цезарь не стал бы изменять, чтобы произвести впечатление на читателей среди римских граждан. Что касается «Германии» Тацита, то этот трактат был написан в конце I в. н. э после правления кровавого императора Домициана., однако римский историк, который никогда не был за Рейном, записал сведения о германцах со слов торговцев, пленных германцев, а также использовал военные записи легионов, стоявших на Рейне, и данные из исторических сочинений Тита Ливия и Плиния Старшего, которые не сохранились до нашего времени.

Гай Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь

Тацит
Тацит

После падения Римской империи сочинение Тацита было предано забвению до 1455 года, когда единственная его рукопись была обнаружена в Херсфельдском аббатстве. За изучение «Германии» взялся Энеа Сильвио Пикколомини, сообщаемые Тацитом сведения стали предметом горячих дебатов гуманистов. Вновь вошло в употребление давно преданное забвению слово «Германия». Немцам польстила нарисованная Тацитом картина жизни их предков как благородных дикарей. Сочинение Тацита было особо популярно среди мечтавших об объединении Германии в XIX в. А что касается «Записок о Галльской войне» они не были забыты в Средневековье и пользовались определенной популярность, став одним из учебных текстов на латинском языке.

Записки о Галльской войне, 1678 г.
Записки о Галльской войне, 1678 г.

Карта Древней Германии, составленная в 1645 г. картографами Блау на основе данных Тацита и Плиния
Карта Древней Германии, составленная в 1645 г. картографами Блау на основе данных Тацита и Плиния

Официальных причин и целей, которые побудили Цезаря и Тацита написать свои произведения мы не знаем, однако можно предположить, что Гай Юлий писал свои «записки», чтобы оправдать свои действия перед гражданами Рима и сенатом, но и также прославить свое имя среди плебеев вечного города, что было даже важнее в период кризиса Римской республики. А что касается мотивов написания работы Публия Корнелия, то можно строить только догадки, которые ничем не будут подкреплены, однако, зная о том, что Тацит был историком и крупным писателем своего времени, можно сказать, что трактат о германцах был его очередной исторической работой, в которою он заложил важный посыл об упадке нравов римского народа.

Что касается содержания «Записок о Галльской войне», то весь трактат разделен на 8 книг, 7 из которых написаны Цезарем, а 8- ая книга Авлом Гирцеем. Конкретно нам интересны 1, 4 и 6 книги «записок», в которых дается краткая этнографическая информация о германцах и описаны военных столкновения с ними. Работа Тацита написана одной книгой с 46-ю главами, условно первая часть книги посвящена жизни и быту древних германцев, а вторая часть дает краткую информацию об известных римлянам племенах германцев.

Перейдем непосредственно к содержанию обоих источников. Остановимся на следующих темах: хозяйство, земледелие и землепользование, социальные и политические структуры, религия, традиционная культура германцев.

В «записках» Гай Юлий Цезарь подробно описывает особенности хозяйственной составляющей жизни германцев: германцы хорошо переносят холод, потому многим из них в виде одежды достаточно шкур животных; рацион германцев не обладает изысканностью, они в основном едят хлеб, но больше молочные продукты; полностью отвергают вино как напиток, предпочитая сохранять чисток сознание; разводят низкорослых лошадей и обладают прекрасными кавалерийскими отрядами, однако при этом отвергают езду с седлом и считают это позорным. В своей работе Тацит описывает подробнее хозяйственную составляющую жизни германцев. В отличие от цезаря Тацит указывает, что германцы предпочитают много пить, а любимым их алкогольным напитком было пиво, которое они сами варили, но при этом покупали вино у римских торговцев. Тацит указывает, что германцы помимо одежды из шкур носили и тканевые рубахи и штаны, а женский костюм был более откровенным, по мнению автора, чем римский, т. к. женщины носили тканевые платья с открытыми плечами. Относительно добычи железа Тацит утверждает, что германцы не исследуют землю и не ищут залежи руды. Также в «Германии» говорится, что германцы не создают броню, но тщательно делают боевые щиты и разукрашивают их. Ремесленники германцев создают глиняную посуда и делают металлические фибулы, которые ценятся среди германцев. Тацит также, как и Цезарь указывает, что некоторые племена разводят лошадей.

Щиты древних германцев
Щиты древних германцев

Германские пряжки из клада у села Замостье. Начало V в.
Германские пряжки из клада у села Замостье. Начало V в.

Что касается земледелия у германцев, то Цезарь говорит, что часть племени всегда обрабатывает землю, пока другая часть воют, поэтому недостатка еды этот народ не испытывает. Однако Гай Юлий, описывая систему землепользования германцев, говорит, что они раз в год меняют основное поле для запашки, огромные свободные территории Германии это позволяют. Тацит повторяет слова Цезаря, однако в его описании германцы чередуют поля раз в год, а не полностью уходят на другое место. Уточняя эту особенность, Тацит, видимо, хотел сказать, что германцы больше похоже на галлов или бриттов, чем на кочевников сарматов, которые были соседями для некоторых племен германцев.

-8

Описывая социальное устройство и политические институты германцев, Цезарь говорит о равенстве всех членов племени и отсутствие знатных, т. к. в германском обществе ценились личные качества, а не материальное богатство, на которое мало кто обращал внимания. Гай Юлий говорит о германском сенате, имея в виду совет старейшин, на котором решают основные вопросы всеми мужчинами, но голос старейшин племени мог становиться решающим. Что касается вождей и военных лидеров, Цезарь говорит, что германцы сами себе выбирают военного вождя среди наиболее харизматичных и сильных. Тацит подтверждает слова Цезаря, дополняя их сведением, что среди германцев были рабы, но, говоря римскими понятиями, то положение рабов германцев приравнивалось к римским колонам – материально зависимых людей. Тацит добавляет, что положение женщины было очень высокими в обществе, их уважали, но в политической жизни они не участвовали. Рассматривая политический аспект общества германцев, Тацит говорит, что совет племени назначал вождя среди родовитых германцев, но вождь был скорее распорядителем работ и номинальным правителем, хотя его личность была неприкасаемая. Также совет племени выбирал военных лидеров и созывал всех представителей племени в случае опасности на войну.

-9

Говоря о религии германцев, Цезарь пишет, что германцы поклоняются огню, ветру, небу и солнцу, у них нет храмов и идолов. Религия носит яркий анимистический характер. Также германцы часто занимаются гадательной практикой на палочках при принятии важных решений. Тацит же в своей работе рассказывает о полноценном пантеоне богов у германцев, каждый бог отвечает за важный для жизни человека мировой аспект. Это может говорить об эволюции религиозных верованиях в обществе германцев за 1,5 века с момента описаний Цезаря, но может говорить и о недостаточной достоверности информации из «Записок о Галльской войне» или «Германии». Тацит также рассказывает о гадательной практики на палочках, с помощью птиц и разъездов колесниц.

Обрядовая колесница древних германцев, диск и конь сделаны из золота и бронзы, около 1400г. до н.э. Найдена в Трундхольме, о. Зееланд (Дания). Интересно, что найти более ранние археологические памятники реальных колесниц у германцев не получается, а вот у кельтов колесница гораздо чаще встречается, к тому же не только в ритуальном значении, но и военном.
Обрядовая колесница древних германцев, диск и конь сделаны из золота и бронзы, около 1400г. до н.э. Найдена в Трундхольме, о. Зееланд (Дания). Интересно, что найти более ранние археологические памятники реальных колесниц у германцев не получается, а вот у кельтов колесница гораздо чаще встречается, к тому же не только в ритуальном значении, но и военном.

Что же касается традиций германцев оба источника дают много информации, которая уже рассматривались выше. Но стоит добавить, что Тацит сообщает об особенностях гадания на колесницах и раннему обучению верховой езды у некоторых племен германцев. Также Тацит упоминает о процессе инициации при совершеннолетии юноши, которая сопровождается опоясыванием его мечом. Также в «Германии» описывается брачный ритуал, который не обладает пышностью, сопровождается своеобразным выкупом. Оба, Тацит и Цезарь, подмечают высокий уровень нравственности германцев и моногамный характер их брака.

Рассмотрев основное содержание, надо пару слов сказать о влиянии авторского взгляда на объективность изложенных фактов о древних германцах. Цезарь писал в «записках» о своих победах и цель этой работы была рассказать о своей войне народу Рима, а попутно и о врагах, которых одолел Гай Юлий, поэтому Цезарю не было смысла приуменьшать достоинства германцев, но важно понимать, что информация написанная римским проконсулом может быть не точной и по другой причине: Гай Юлий основывается лишь на своем опыте и через призму своего понимания трактует особенности того, что он видел у германцев.

А что касается Тацита, то он, будучи противником падения нравов римлян в период его жизни, часто сравнивает благородных германцев с развращенными римлянами, а как следствие слегка идеализирует жизнь германских варваров. И при этом важно понимать, что источник знаний о германцах у Тацита не обладает особой достоверностью, т. к. это были в основном торговцы и солдаты, которые могли неосознанно из-за непонимания особенностей культуры германцев что-то исказить в своих рассказах римскому историку.

И чтобы подвести итог анализу исторических источников, скажу пару слов об информативности каждого из них: в работе Цезаря подробно и со знанием дела описаны тактические приемы и военные особенности армии германцев и немного внимания уделяется особенностям их жизни, которые римский военачальник узнал во время своих непродолжительных карательных рейдов за Рейн. В то же время у Тацита дан полноценный этнологический обзор германских племен.

Но важно понимать, что работы были написаны в разное время и поэтому дополняют друг друга и показывают эволюция общества германцев.

#история #история древнего мира #древние германцы #история античности #раннее средневековье #средневековье #наука и образование #исторические факты