Автомобиль ЗИС-5 - второй по массовости после «полуторки» ГАЗ-АА грузовой советский автомобиль, который выпускался в Москве, Миассе и Ульяновске. Только на московском Заводе имени Сталина (ЗИС) выпущено 571 199 автомобилей.
Немного истории.
ЗИС-5 имел американское происхождение. С начала двадцатых годов компания Autocar Company собирала для стран Южной Америки дешевые грузовые автомобили из комплектующих разных фирм. В 1928 г. Советское правительство заключило с ней соглашение на покупку технической документации грузового автомобиля Dispatch SA.
Отверточная сборка была налажена на Московском автозаводе АМО. Проведена большая работа по адаптации автомобиля к нашим сложным условиям эксплуатации.
АМО-2 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т, собиравшийся в основном из импортных деталей на заводе АМО с 1930 по 1931 год. Первый в СССР автомобиль с гидравлическим приводом тормозов, диафрагменным бензонасосом, батарейной системой зажигания.
Автомобиль бортовой грузовой среднетоннажный, 2-осный заднеприводной с колесной формулой 4х2. Трансмиссия механическая 4-ступенчатая. Масса 2800 кг, грузоподъёмность 2500 кг.
⚙Однако Советское правительство не могло допустить зависимости от внешних поставщиков деталей и вскоре после освоения выпуска АМО-2 на заводе Автомобильного Московского Общества "АМО" обозначилась тенденция к отказу от импортной зависимости. Работами по освоению собственного изготовления всех узлов и агрегатов и постепенного отказа от их импорта руководил директор И. А. Лихачев.
1 октября 1931 года с окончанием реконструкции завод АМО был переименован в 1-й Московский автозавод имени Сталина «ЗИС».
21 октября был собран первый грузовой автомобиль АМО-3, а 25 октября вышла первая партия из 27 автомобилей.
Уже к 1933 г. все детали производились на переименованном ЗИСе.
Грузовой автомобиль ЗИС-5.
Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗИС) модернизировал АМО-3, увеличив его грузоподъёмность до 3 т. Получился автомобиль ЗИС-5.
Надежностью и долговечностью объясняется длительный (с 1934 до 1958 гг.) срок производства этого автомобиля Московским и Уральским автомобильным заводами.
В отличие от АМО-3 у ЗИС-5 кабина была без брезентовой боковины, из кабины убрали отопление и вентиляцию. Были изменены радиатор, карбюратор, воздушный фильтр, коробка передач, карданный вал, усилены конструкция рамы и мостов, увеличен дорожный просвет под картером заднего моста.
Из-за недостатка в предвоенный период тормозной жидкости, сложности и недостаточной надежности отказались от гидравлических тормозов. Гидравлические тормоза на ЗИС-5 появились лишь в 1949 году.
На автомобиле установлены двухдисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач с прямозубыми шестернями без синхронизаторов, карданный вал с двумя шарнирами.
Рабочие тормоза с механическим приводом на задние колеса, приводились в действие от педали, стояночный тормоз - от ручного рычага. Задняя и передняя подвески находились на полуэллиптических рессорах, а в задней подвеске предусмотрены дополнительные рессоры, их водители называли подрессорниками.
Деревянный каркас кабины до 1941 г. покрывался металлическим листом, позже отделывался деревянной облицовкой.
Автомобиль был неприхотлив в эксплуатации, работал на любом бензине, легко заводился при любом морозе, при полной нагрузке свободно преодолевал бездорожье.
В годы войны ради экономии времени и ресурсов кабину делали из фанеры, передние тормоза сняли, оставили одну левую фару.
ЗИС-5 — легендарный советский грузовой автомобиль, в народе получивший прозвища «трехтонка», "Захар Иванович", «Захар», был вторым по массовости после ГАЗ-АА автомобилем 1930–1940-х годов, одним из основных транспортных автомобилей Красной армии во время Великой Отечественной войны. На нем проводилась перевозка личного состава, доставка техники, боеприпасов, буксировали пушки, возили раненых и грузы. Он работал пожарным и заправщиком. В его кузове монтировали зенитные пулеметы и прожекторные установки для поиска самолетов.
На базе ЗИС-5 выпускались автомобили разнообразного назначения — автобусы, пожарные машины, прожекторные установки, минометные установки.
На базе ЗИС-5 строили немало модификаций: ЗИС-8 (городской автобус), ЗИС-11 (седельный тягач), ЗИС-19 (самосвал) и т. д.
Борис Пустовалов
Теги
#Автомобиль амо-2
#Автомобиль амо-3
#Автомобиль на войне
#Автомобили Победы
#Автомобиль ЗИС-5