Найти тему
ДЕЛЯНКА

5. Автомобили Победы. АМО-2, АМО-3 и ЗИС-5

Автомобиль ЗИС-5 - второй по массовости после «полуторки» ГАЗ-АА грузовой советский автомобиль, который выпускался в Москве,  Миассе и Ульяновске. Только на московском Заводе имени Сталина (ЗИС) выпущено 571 199 автомобилей. 

Немного истории.

ЗИС-5 имел американское происхождение. С начала двадцатых годов компания Autocar Company собирала для стран Южной Америки дешевые грузовые автомобили из комплектующих разных фирм. В 1928 г. Советское правительство заключило с ней соглашение на покупку технической документации грузового автомобиля Dispatch SA. 

Отверточная сборка была налажена на Московском автозаводе АМО. Проведена большая работа по адаптации автомобиля к нашим сложным условиям эксплуатации. 

АМО-2 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т, собиравшийся в основном из импортных деталей на заводе АМО с 1930 по 1931 год. Первый в СССР автомобиль с гидравлическим приводом тормозов, диафрагменным бензонасосом, батарейной системой зажигания.

Автомобиль бортовой грузовой среднетоннажный, 2-осный заднеприводной с колесной формулой 4х2. Трансмиссия механическая 4-ступенчатая. Масса 2800 кг, грузоподъёмность 2500 кг.

⚙Однако Советское правительство не могло допустить зависимости от внешних поставщиков деталей и вскоре после освоения выпуска АМО-2 на заводе Автомобильного Московского Общества "АМО" обозначилась тенденция к отказу от импортной зависимости. Работами по освоению собственного изготовления всех узлов и агрегатов и постепенного отказа от их импорта руководил директор И. А. Лихачев.

1 октября 1931 года с окончанием реконструкции завод АМО был переименован в 1-й Московский автозавод имени Сталина «ЗИС».

 21 октября был собран первый грузовой автомобиль АМО-3, а 25 октября вышла первая партия из 27 автомобилей.

 Уже к 1933 г. все детали производились на переименованном ЗИСе.

Грузовой автомобиль АМО-3. Грузоподъемность 2,5 т, двигатель бензиновый шестицилиндровый  рабочим объемом 4 882 куб. см, мощностью 48,5 кВт (66 л. с.) при 2600 об/мин, максимальная скорость 66 км/ч, расход топлива 33 л/100км, год выпуска 1932 .г.
Грузовой автомобиль АМО-3. Грузоподъемность 2,5 т, двигатель бензиновый шестицилиндровый рабочим объемом 4 882 куб. см, мощностью 48,5 кВт (66 л. с.) при 2600 об/мин, максимальная скорость 66 км/ч, расход топлива 33 л/100км, год выпуска 1932 .г.

Грузовой автомобиль ЗИС-5.

 Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗИС)  модернизировал АМО-3, увеличив его грузоподъёмность до 3 т. Получился автомобиль ЗИС-5.  

Надежностью и долговечностью объясняется длительный (с 1934 до 1958 гг.) срок производства этого автомобиля Московским и Уральским автомобильным заводами.

 В отличие от АМО-3 у ЗИС-5 кабина была без брезентовой боковины, из кабины убрали отопление и вентиляцию. Были изменены радиатор, карбюратор, воздушный фильтр, коробка передач, карданный вал, усилены конструкция рамы и мостов, увеличен дорожный просвет под картером заднего моста.

Из-за недостатка в предвоенный период тормозной жидкости,  сложности и недостаточной надежности отказались от гидравлических тормозов. Гидравлические тормоза на ЗИС-5 появились лишь в 1949 году. 

На автомобиле установлены двухдисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач с прямозубыми шестернями без синхронизаторов, карданный вал с двумя шарнирами.

Рабочие тормоза с механическим приводом на задние колеса, приводились в действие от педали, стояночный тормоз - от ручного рычага. Задняя и передняя подвески находились на полуэллиптических рессорах, а в задней подвеске предусмотрены дополнительные рессоры, их водители называли подрессорниками. 

Деревянный каркас кабины до 1941 г. покрывался металлическим листом, позже отделывался деревянной облицовкой.

Автомобиль был неприхотлив в эксплуатации, работал на любом бензине, легко заводился при любом морозе, при полной нагрузке свободно преодолевал бездорожье.

В годы войны ради экономии времени и ресурсов кабину делали из фанеры, передние тормоза сняли, оставили одну левую фару. 

Грузовой автомобиль ЗИС-5. Грузоподъемность 3 т, двигатель щестицилиндровый рабочим объемом 5550 куб. см степенью сжатия 4,6 мощностью 53,7 кВт. (73 л. с.) при 2300 об/мин, к началу войны 76 л.с., максимальная скорость 60 км/ч, годы выпуска на разных заводах.1934 - 1959 г.г.
Грузовой автомобиль ЗИС-5. Грузоподъемность 3 т, двигатель щестицилиндровый рабочим объемом 5550 куб. см степенью сжатия 4,6 мощностью 53,7 кВт. (73 л. с.) при 2300 об/мин, к началу войны 76 л.с., максимальная скорость 60 км/ч, годы выпуска на разных заводах.1934 - 1959 г.г.

 ЗИС-5 — легендарный советский грузовой автомобиль, в народе  получивший прозвища «трехтонка», "Захар Иванович", «Захар», был вторым по массовости после ГАЗ-АА автомобилем 1930–1940-х годов, одним из основных транспортных автомобилей Красной армии во время Великой Отечественной войны. На нем проводилась перевозка личного состава, доставка техники, боеприпасов, буксировали пушки, возили раненых и грузы. Он работал пожарным и заправщиком. В его кузове монтировали зенитные пулеметы и прожекторные установки для поиска самолетов.

На базе ЗИС-5 выпускались автомобили разнообразного назначения — автобусы, пожарные машины, прожекторные установки, минометные установки. 

На базе ЗИС-5 строили немало модификаций: ЗИС-8 (городской автобус), ЗИС-11 (седельный тягач), ЗИС-19 (самосвал) и т. д.

Борис Пустовалов 

-3

Теги

#Автомобиль амо-2

#Автомобиль амо-3

#Автомобиль на войне

#Автомобили Победы  

#Автомобиль ЗИС-5

Авто
5,66 млн интересуются