Найти тему
Изучаю людей

Не говорит - массаж поделаем

Вроде все говорит, но ничего не понимает! Даже песни поет! Но будет орать, когда голодный, и есть не попросит... Будет орать, когда болит, и никак не угадать - что... Почему так? Ведь говорит же!

Доброго всем дня, я Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-терапевт, и в цикле статей я рассказываю об АВА - прикладном анализе поведения в разрезе речевого развития. 

Большинство об АВА если и слышали, то лишь то, что в рамках этого метода ребенка обучают, условно, "давать лапку" за конфетку. Об этом стереотипе я говорила и ещё поговорю, но сейчас речь не об этом вообще. Речь о ЦЕЛЯХ, а не о МЕТОДАХ коррекции. Так вот, целью АВА вполне может быть коррекция именно речевого развития, причем в рамках АВА - часто гораздо более успешная, чем в рамках традиционной логопедии. Для ознакомления с началом цикла проходим сюда, сюда, и сюда, а мы продолжаем. 

Речь бывает неразвита как техника. У ребенка в тонусе весь артикуляционный аппарат, не шевелится язык, нет чувствительности... Тогда мы берём логопедические зонды, делаем логомассаж и артикуляционную гимнастику, потихоньку нарабатывая объем движений, улучшая чувствительность, ставя звуки речи буквально руками. При этом этот ребенок, который говорить технически не может - вас прекрасно понимает, может выразить свои желания мимикой и жестами, если его научить читать и писать, будет вполне в состоянии выдавать шедевры эпистолярного жанра - парализованный язык никак этому процессу не мешает. 

Речь бывает неразвита как язык. Представьте себя сейчас, желающего изучить иностранный. Что вы будете делать? Возьмёте учебник, рабочую тетрадь. Включите ролик на Ютубе. Сядете и будете учить. Сколько усилий приложите, столько и выучите. Также и эти дети. Они не усваивают язык из воздуха, просто находясь в среде, так, как это делают дети в норме. Не работает этот механизм. Соответственно если просто отдать в садик - авось заговорит - не заговорит. Ни в два, ни в три, ни в пять, ни в десять. Не заговорив - приобретет умственную отсталость бонусом. Но если посадить рядом логопеда с рабочей тетрадью раз этак 7 в неделю (не обольщайтесь, не два) - этот ребенок говорить будет. Оратором ему не стать. Сочинения писать всю жизнь будет как иностранец. И говорить иногда - как иностранец. Но говорить будет, свои желания, чувства и мысли выражать сможет. Если успеть с коррекцией - в остальном развитие не пострадает. Считать, умножать, делить будет. Программировать, чего там ещё с речью не связанное. При этом всем механизм взаимодействия со средой - коммуникация - у таких детей сохранна. Мимика, жесты, отдельные звуки - эти дети цирк и театр в одном флаконе. Не произнеся ни слова, они расскажут где были, что видели, и что при этом подумали. А научишь говорить - все изученное немедленно для этой самой коммуникации используют тоже. 

Но бывает, что речь неразвита именно как коммуникация. И вообще неразвита - коммуникация. Такие дети могут молчать. А могут говорить. Выдавать в эфир слова, фразы, да хоть целую программу новостей дословно. При этом истошно крича одинаковым тембром во всех непонятных ситуациях - холодно, голодно, мокро, болит, страшно - я одинаково ору. Попробуй догадайся. Даже в месяц от рождения дети кричат уже по-разному - и внимательная мама всегда распознает, мокрый или голодный. А тут - нет. Не распознать. Что уж говорить о каких-то более сложных чувствах и потребностях. Коммуникация на уровне месячного возраста - и развитие примерно там же. Вроде и бывают какие-то проблески - но случайные, никак не повторить. И никак не понять - что же ДЕЙСТВИТЕЛЬНО этот ребенок уже знает. Не вытащить никак. При этом технически - все отлично. Язык на месте, шевелится как надо. Речь как язык конечно же не формируется, но если начать формировать так же, как у детей с нарушением языковой структуры - то есть звук-слово-фраза - ничего не получится. Сформируете и фразу. Будет за вами повторять. И все. Больше ничего не будет, кроме реакции попугая. Не попросит, не расскажет, не ответит. 

Формировать у таких детей речь как язык - идея на самом деле нормальная, во всяком случае уж точно лучше, чем бесконечный логомассаж. Иногда прямо кажется, что у логопедов традиция такая - в любой непонятной ситуации фигачь логомассаж. Во всяком случае это эффектно. Халат там белый, зонды страшные. Не слушает ребенок, не слышит, не понимает - держите мамочка, щас помассируем. Почему я сейчас злая такая - да потому что приходят они после логомассажа зашуганные и орут при виде логопедического кабинета ещё пару месяцев, вот счастье-то, вот выхлоп.

Короче. Если видим ребенка с нарушением КОММУНИКАЦИИ. Ребенка, который не просит, не рассказывает о проблеме как угодно, руками, ногами, бровями, звуками, не делится впечатлениями - берём в руки АВА-инструментарий. Учим в первую очередь взаимодействовать со средой. Потом уже, когда доберёмся, возьмём языковые пособия. Потом - почистили и гимнастикой шепелявость. Но все это - ПОТОМ. СИЛЬНО ПОТОМ. Сейчас - учим просить. Рассказывать. Называть. Слышать. Отвечать. Как именно, по каким категориям, которые прописаны в АВА, больше нигде - в следующей статье.