Продолжаем прогулку по исчезнувшему Среднеуральскому посёлку, вернее самой северной его части – рабочему посёлку Бетонитового комбината
- Они и не спорят: «Капут, капут…» Зимой их водили на работу с котелками на ремне, в валенках». Этих военнопленных расконвоировали и отправили на родину в конце 50-х, но некоторые остались как вольнонаёмные. После отъезда военнопленных их бараки заселили молодыми семьями рабочих Бетонитового комбината. За «немецкими бараками», в сторону природного русла Урала, располагалось футбольное поле. В северной части «Бетошка» заканчивалась пустырём и железнодорожным переездом. Далее дорога расходилось Т-образно – на Песчанку и на Старосеверный посёлок. На ближайшем горизонте за этим расхождением – холмы Пиняжки. Дальше – ряды холмов в сторону Мохнатой горы.
У четырёх жилых капитальных домов рабочего посёлка имелся внутренний двор с асфальтовой дорогой, за которой были разбросаны частные дома и сараи, а за ними – берег реки Урал. В сараях жители «Бетошки» держали коров, свиней, гусей и уток, практически у всех были куры. Утром коров выгоняли стадом в сторону Песчанки и пляжей с сочной растительностью в пойме Урала. Постепенно наступали шлаковые отвалы, и коров становилось всё меньше, так как не стало выпасов. Когда их осталось совсем мало, каждый пас свою сам. За сараями – огороды, вдоль берега Урала. Некоторые жители имели лодки, с которых собирали сачками ряску для уток. Когда стали отсыпать шлаки, старое русло Урала перекрыли, и образовалось озеро-старица с островом. Здесь во множестве произрастали белые лилии – балаболки, как называли их местные.
Дворы жилых домом, берег и река – были площадками для многочисленных игр и забав. Зимой дети сами чистили лёд на реке, где катались на самодельных коньках. По берегу и с берега катались на лыжах и санках. Летом играли в «лапту», «из круга вышибала», «клёк», «городки», «классики», разные игры со скакалкой, «глухой телефон», «съедобное-несъедобное». Была ещё такая игра «жёстка»: лоскут меха со свинцом, ребята набивали щиколоткой – кто больше. Во дворах имелись столики, где дети и взрослые играли в домино, шашки и шахматы. За домами, со стороны улицы располагались палисадники с клёнами и акациями, а за ними тротуар и шоссе Бетонитового комбината. За ним по восточную сторону улицы Среднеуральской напротив первого «углового» капитального дома, стоял двухэтажный каркасный барак – торцом к шоссе. На юге он граничил с конным двором. К северу от него – три одноэтажных барака параллельно шоссе. Затем сетевая водоразборная колонка с подачей воды от десятой насосной. По другую сторону от колонки за шоссе – школа № 50. На восток от бараков – железнодорожные пути на Бетонитовый комбинат. Между бараками и рельсами – сараюшки, пустырь с полынью, которую глодали козы, от чего их молоко горчило. Далее по шоссе на север от колонки – двухэтажное здание яслей и детского сада. За ним – второй двухэтажный каркасный барак и здание с тремя входами. С южной стороны – рабочая столовая, с северной – промтоварный магазин. Ближе к ночи столовая становилась местом паломничества местной ребятни – здесь пекли пирожки с повидлом по пять копеек. В этом же здании располагался вход в клуб Бетонитового комбината. Следующее здание вдоль шоссе – продовольственный магазин с богатым ассортиментом: тут тебе и селёдка, и огурцы солёные в бочках, хлеб, крупы, халва, конфеты. Но местные жители, имеющие натуральное хозяйство, покупали здесь лишь некоторые продукты, а прочие деликатесы – только изредка по праздникам. За продуктовым магазином – проходная и забор Бетонитового комбината, куда по шоссе ходили машины. А дальше, напротив детского дома № 2 – автобусная остановка «Бетонитовый комбинат».
Продолжение следует...
Автор: Дмитрий Левко, краевед
Фото: Из архивов автора и группы товарищей