Однажды московский театр имени М. Н. Ермоловой гастролировал в Саратове. Группа актёров, как-то прогуливаясь по городу, завела извечный спор об оценке факта в Системе Станиславского.
Константин Сергеевич утверждал, что оценка фактов собственным опытом, без которой невозможно подлинное искусство, возникает только тогда, когда уже в первоначальном периоде работы, в периоде «обследования произведения разумом», актер заставляет свое воображение относиться к действующим лицам пьесы, как к действительно существующим людям, живущим и действующим в определенных жизненных условиях.
Актёр театра Лев Любецкий придумал:
- Вот смотрите, я вам сейчас покажу, что такое «Оценка факта»!
Он подошел к милиционеру, следящему за автомобильным движением, и очень вежливо спросил:
- Не подскажете ли, где у вас тут публичный дом?
На лице стража порядка сначала отобразилась вся гамма изгибов мышления, но неожиданно оно прояснилось, и милиционер уверенно показал жезлом:
- Вот!
Изумленные таким поворотом, артисты посмотрели по направлению палки и увидели крупную вывеску: «Городская публичная библиотека».
***
Иннокентий Смоктуновский тоже всегда работал «по школе». Он иногда настолько вживался в образ, что мог на сцене реально причинить партнеру травму или, как еще говорят, «заиграться».
Актёр был очень талантливым. У него была масса поклонников и особенно поклонниц. Как-то раз после спектакля группа «фанаток» пристала к своему кумиру с просьбой что-то почитать или что-нибудь показать.
Смоктуновский взбежал на сцену, где еще стояла декорация, посмотрел по сторонам, подошел к дивану, взял подушку, замотал ее в одеяло и стал качать на руках, как ребенка, убаюкивая и напевая колыбельную. Все это было настолько правдоподобно и сентиментально, что у некоторых особо впечатлительных дам на глазах выступили слезы.
Иннокентий Михайлович продолжил. Он начал кормить «ребенка», ласкать, что-то бормотать и укладывать спать. Потом подошел к окну, нежно покачал «малыша-подушку» и… выбросил в окно…
Две дамы упали в обморок…
***
Однажды на репетиции видный театральный мастер в окружении учеников и стажеров вел репетицию. Он настолько увлекся смотрящей ему в рот аудиторией, что начал, по сути, читать им лекцию о Системе Станиславского. При этом напрочь забыл о сидевшем на сцене скучающем актёре.
Мэтр дошел до темы «Пауза и внутренний монолог», вдруг вспомнил об актере на сцене и развернулся к нему:
- Пожалуйста, Олег, вашу сцену сначала. Но попрошу подробно по Системе: сначала пауза, точный внутренний монолог, а уж когда подведете себя к тексту, только тогда – первая фраза.
Все замерли, глаза устремились на сцену. Гробовая тишина. Артист сидит за столом, как сидел, опустив голову на руки. Длинная пауза… Мэтр вполголоса:
- Молодец, Олег… Вижу процесс… Блестяще! Посмотрите, друзья, вот настоящий внутренний монолог! Вот она – Система! Великолепно, Олег… Вот сейчас.. Всё!!! Теперь можно! Давай текст, умница моя!
Стажеры затаили дыхание. Актёр сидит, как сидел. Длиннющая пауза… Все ждут. Вдруг крик мастера:
- Оле-е-е-г!!!
В ответ раздается мощный храп Олега.
Спасибо, что дочитали до конца. Пишите комментарии.
Понравилась статья? Ставьте лайк.
Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал.
Дорогие читатели! Дзен ввел новые правила. Теперь успех канала зависит от новых читателей. Чем больше их будет, тем лучше! Если вы поделитесь с друзьями ссылкой на мой канал, будет очень здо́рово!
Ссылки на другие байки тут.