Найти тему

Ослики и «мерседесы». Часть 2

В Мавзолее «албанского Сталина» сначала разместили бар с циничным названием «Мумия», а потом довели до плачевного состояния

Бесхозная «пирамида»

Энвер Ходжа запретил не только зарубежные танцы, музыку и мини-юбки (телефоны и автомобили для простых граждан были вообще недоступны). Он добрался даже до самого святого – религии. Албания несколько десятилетий оставалась единственной страной в мире, где все религиозные объединения были попросту ликвидированы. Церкви и мечети сносили или превращали в дома культуры или склады. Кстати, стереотип об Албании, как чисто мусульманской стране, разбивается о действительность в любом здешнем городе. Мечети практически везде компактно «уживаются» с христианскими храмами. В стране 70 процентов мусульман-суннитов, двадцать процентов православных и десять процентов католиков. Албанцы на удивление терпимы к любым религиозным конфессиям. Есть местности, где в семьях мусульман крёстным отцом ребенка непременно становится сосед-христианин – такова традиция…

Бывший бульвар Сталина ныне именуется бульваром Национальных героев. Он проходит через центр Тираны и выводит прямо к университету и «пирамиде» – мавзолею Энвера Ходжи, превратившемуся в непонятное полуразрушенное строение с кучей мусора. Недавно «достопримечательность» обнесли забором, и сейчас, по свидетельству туристов, к ней близко подойти невозможно. Но когда я был в Албании, мавзолей ещё оставался более-менее сносным зданием. Как утверждают албанцы, сносить строение власти не хотят, потому что оно остаётся частью истории страны. А отреставрировать не могут – нет денег.

-2

В мавзолей своего имени диктатор так и не попал. Когда «пирамида» была уже почти готова, политическая ситуация в стране в корне изменилась. В результате в сооружении разместили… бар с довольно циничным названием «Мумия», которое хозяева заведения вывели на стене красной краской, символизирующей кровь. Потом в «пирамиде» затеяли реконструкцию – с целью превратить её в ИТ-центр для молодёжи. Однако этим намерением «перестройка» и закончилась.

-3

Мало кто знает, что Албания – «историческая» родина Матери Терезы. Будущая лауреатка Нобелевской премии мира и канонизированная блаженная католической церкви родилась в 1910 году в очень религиозной католической албанской семье в македонском городе Скопье. Это уже потом Агнесса Гонджа Бояджиу (так в миру звали Мать Терезу) уехала в Индию, где в 1948 году основала Орден милосердия, действующий ныне в более сотни стран. Единственный международный аэропорт Албании, расположенный неподалёку от Тираны, назван именно её именем. В каждом крупном городе страны обязательно есть памятник Матери Терезы. А местные жители непременно предлагают туристам погладить руку статуи – «на счастье».

Орёл на велосипеде

Современную Албанию называют ещё страной велосипедов и «мерседесов». Каких только двухколёсных «друзей» не увидишь в Тиране или Шкодере! На велосипедах восседают даже «аксакалы», причём обязательно при шляпе и в пиджаке. Слово «Albania» восходит к иллирийскому «alb», что означает «холм». Отсюда, видимо, и происходит название страны, 70 процентов территории которой занимают весьма живописные горы. Но сами албанцы свое государство называют Шкиперия (Shqiperia) – Страна орлов. Правда, кроме как на красном государственном флаге, где присутствует православный двуглавый орёл, других орлов в Албании туристы не видят. Зато когда они замечают тормозящего ногами на городском перекрёстке гордого албанца на велосипеде (тормозной колодки у велика попросту нет!), сразу понимают: да, это «шкипер» – орёл!

Но символ достатка для местных жителей – все-таки «мерседес». Не важно, что он латанный-перелатанный или попросту битый – до гламура далеко. Именно этот автомобиль – мечта албанского мужчины. Мустафа Тукай любовь своих соотечественников к продукции германского автоконцерна объясняет тем, что «мерседес» очень устойчив на плохих узких дорогах, которыми еще недавно была наводнена Албания. Качество дорог в последние годы явно поднялось до мирового уровня, но безудержная симпатия к символу немецкой индустрии осталась…

-4

Поездка в Албанию пока кажется весьма экзотичной. Но, похоже, это – ненадолго. Страна, несколько десятилетий поддерживавшая отношения лишь с коммунистическим Китаем, сейчас пытается скопировать и китайский экономический бум. Всерьёз занялись албанцы и развитием туризма, тем более, что условия для этого превосходные – живописная и щедрая природа плюс почти четыре сотни километров пляжей Адриатического и Ионического морей. Возможно, что вскоре албанские Адриатика и Ривьера станут столь же привлекательными, как хорватское, черногорское, греческое или итальянское побережье.

Туристы и инвесторы, учите албанский!

Автор: Владислав Рыбаченко

Фото автора