Найти тему
52,6K подписчиков

"Долой коммерцию на любовном фронте!" (СССР, 1988) и "Дом под звездным небом" (СССР, 1991)

400 прочитали
Долой коммерцию на любовном фронте! СССР, 1988. Режиссер и сценарист Михаил Солодухин (по рассказам Михаила Зощенко).

Долой коммерцию на любовном фронте! СССР, 1988. Режиссер и сценарист Михаил Солодухин (по рассказам Михаила Зощенко). Актеры: Галина Петрова, Раиса Мухаметшина, Сергей Арцибашев, Василий Мищенко, Владимир Дмитриев и др.

Идея этой комедии Михаила Солодухина ясна вроде бы из самого названия. Браки по расчету не красят духовный мир человека. Ради этой аксиомы, разумеется, снимать, да и смотреть фильм не стоит. Обаяние картины М. Солодухина в ином — в комедийной атмосфере двух ее новелл — эпохи «нэпа» и наших дней; в том хорошем чувстве юмора, которое ощутимо почти в каждом эпизоде, в актерской игре Р. Мухамедшиной, Г. Петровой, С. Арцыбашева.

В остроумной манере пародии поставлена и снята (оператор Андрей Ренков) сцена разрыва одной из героинь картины — зубного врача (Р. Мухамедшина) с очередным мужем (в этой гротесковой роли, как и в «Скорбном бесчувствии» А. Сокурова, блеснул тонкой иронией известный киновед Владимир Дмитриев). В духе пошлых мелодрам немого кино на экране разворачиваются душещипательные страсти из-за вырванного мужниного зуба...

Высмеивая мещанство, авторы по воле фантазии переносят своих героев из 1920-х в современность и обнаруживают здесь тоже немало достойного осмеяния (сцена в издательстве, в «клубе знакомств» и пр.).

Не возьмусь утверждать, что во всех эпизодах Михаилу Солодухину удалось найти экранный эквивалент прозе Михаила, Зощенко. Опыт известной комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» показал, насколько трудно творчество этого писателя поддается кинопрочтению. Однако в работе дебютанта мне видится то, без чего никогда и нигде не получится ни одна комедия — чувство смешного, импровизационный дар, режиссерская смелость.

Александр Федоров

Долой коммерцию на любовном фронте! СССР, 1988. Режиссер и сценарист Михаил Солодухин (по рассказам Михаила Зощенко).-2

Дом под звездным небом. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Сергей Соловьев. Актеры: Михаил Ульянов, Александр Баширов, Илья Иванов, Мария Аниканова, Дмитрий Соловьёв, Алла Парфаньяк, Александра Турган, Александр Абдулов, Валерий Светлов, Ольга Малинина, Анна Соловьева и др.

«Дом под звездным небом» — заключительная часть трилогии Сергея Соловьева. В основе «Ассы» был вполне правдоподобный сюжет, лишь временами соскальзывающий в область абсурдистского китча. В «Черной розе – эмблеме печали, красной розе — эмблеме любви» на первый план целенаправленно вышли сюрреалистические, вызывающе эпатажные аттракционы. В «Доме под звездным небом» ерническая стилистика «маразматической фантасмагории» мгновенно вызывает ассоциацию с известным анекдотом о человеке, который каждую гайку закручивал до тех пор, пока с нее не слетела резьба...

Впрочем, фильм начинается вполне пристойно — с путешествия видного ученого, лауреата всевозможных премий (Михаил Ульянов) в Америку, к сыну-карлику. Сцены эти сняты оператором Юрием Клименко в манере рекламного клипа: светящийся всеми огнями радуги Нью-Йорк, полет над городом на вертолете и т.д. и т.п.

Однако сразу же после возвращения лауреата домой, в атмосфере ленты все отчетливее ощущается аромат соловьевской «Розы...». Мало того, что какой-то прохиндей, оказавшийся в конце концов дьявольским мутантом, распиливает пополам дочь несчастного академика, так еще и вокруг его дачи появляются подозрительные личности с явно террористическими замашками.

Сергей Соловьев весьма эффектно использует имидж Михаила Ульянова как общественного деятеля, вставляя в свой фильм подлинную хронику его депутатско-делегатских выступлений на различных съездах. Да и сам актер бесстрашно пародирует многих своих персонажей прежних лет: важных и мудрых государственных деятелей, находящихся на вершине славы и почета.

С помощью чрезвычайно пластичных и выразительных актеров Баширова и Иванова — эксцентрично цирковых Рыжего и Белого клоунов — режиссер заводит нелепейший хоровод погонь, взрывов, стрельбы и тому подобных впечатляющих актов.

Все мерзости нашего бытия, весь идиотизм эпохи распадающейся на глазах государственной системы, экономического краха и нравственного тупика представлены в «Доме под звездным небом» в издевательски-гротескной форме. И хотя мне, честно говоря, гораздо ближе картины «старого» Соловьева, не могу не выразить своего восхищения перед способностью режиссера так весело и озорно показывать на экране все то, что в реальной жизни выглядит отнюдь не столь забавно.

Александр Федоров