Понимание этого отличает успешных моделей, работающих десятки лет, от тех, кто даже при успехе на старте быстро вылетает со «сцены». Восприятие — решающий фактор.
Проигрышное восприятие модели зиждется на, во-первых, постоянном переводе стрелок на агентства (чаще всего при негативных событиях, но иногда и даже при позитивных). Во-вторых, на ощущении того, что у руля материнский агент, а ты лишь пассажир. В-третьих, в «знайстве» — «я знаю, как все устроено, проблема в том-то». И всегда проблема в чем угодно, только не в себе.
Выигрышное восприятие модели — это «я работаю на себя и несу ответственность за результат», это желание понять структуру рынка, правила индустрии, свои сильные и слабые стороны. Это вечные «почему?». Это знания, причем постоянно расширяющиеся и углубляющиеся. Почему клиенты сейчас предпочитают таких моделей, а не других? Удобные ответы— «потому что они в таком-то агентстве» или «потому что они красивее». Правильный ответ всегда куда сложнее. Красота — понятие относительное, и соль в том, чтобы понять, как ее воспринимает клиент. А, кроме того, красота — это лишь один из компонентов, и иногда даже не самый главный.
Вот что главное. Ваша карьера — это прежде всего ваша забота. Агентство вас не нанимает работником, которому выдают инструкции и указывают на место за столом в офисе. Все совсем иначе. Вы нанимаете агентство для, во-первых, консультирования (то есть в каком-то смысле обучения), и во-вторых, представления ваших интересов в отношениях с брендами, кастинг-директорами и прочими представителями индустрии. Еще раз подчеркну: вы, модели, нанимаете агентство, а не оно нанимает вас.
Из этого следует еще одно важное обстоятельство. Ответственность несет не агентство, а вы! Вы же нанимаете! Вы — предприниматель, собственный визионер, который должен думать о целях, о стратегии, о планировании. Который думает об этом и консультируется с теми, кто знает больше (агентами). Который достигает успеха только если учится на ошибках. А чтобы на них учиться нужно их видеть и признавать. А для этого нужно отдавать себе отчет, что провалы в большей степени заслуга ваша собственная, а не агентства. Ровно как и успехи, это тоже нужно всегда помнить.
Конечно, роль материнского агента трудно переоценить, особенно на старте карьеры, когда знаний у моделей мало. Но вот дальше агентство становится все менее и менее решающим игроком, по мере повышения профессионализма модели (или отсутствия повышения профессионализма, и тогда карьера просто заканчивается). Вот тут и становится видно, верным подходом вы подошли к моделингу, активным, полным любознательности и желания становиться лучше, или неверным — пассивным, «по течению».
Стереотип о том, что работа модели не требует интеллекта и «большого ума», ошибочен. Да, можно съездить несколько раз и заработать хорошие деньги на оригинальной красоте лица, свежести молодости или попадания в трендовую внешность. Но это не работа, это подработка. А чтобы моделинг действительно стал профессией со стабильным заработком, планомерным ростом и 10, 20, а то и 30 лет кормил вас, требуется высокий уровень интеллекта, широкий кругозор, умение анализировать и познавать, коммуницировать, рефлексировать, меняться — как все это и множество других навыков требуется любому предпринимателю, стремящемуся к успеху.
Денис Петухов, скаут, агент, сооснователь агентства ATTNTN