Найти в Дзене
Алгоритмика Одинцово

Гаджеты и дети: принципы здоровых отношений

Оглавление
Татьяна Знобищева
Татьяна Знобищева

Психолог, методист школы программирования «Алгоритмика» Татьяна Знобищева рассказывает, что важно понимать родителям и педагогам о современных детях, которые не знают, что такое жить в мире без технологий.

Большинство родителей жалуются на то, что их дети вместо учебы сидят в телефонах

Когда дети не могут обходиться без своего смартфона или планшета, это пугает. Что они там делают? Листают ленту в социальных сетях, играют или смотрят развлекательный контент?

Для начала давайте попробуем посмотреть на эту проблему с другой стороны. Спросите себя: чем еще увлекается ребенок, есть ли у него возможность дома обсудить с кем-то свои увлечения? Что вы сами ждёте от своих детей? Как часто, находясь рядом с ребёнком, вы увлечены просмотром собственной ленты в Фейсбуке, сериала или разговором по телефону?

Зачастую у детей просто нет альтернативы. Если мама постоянно общается в социальных сетях, а папа за обедом решает рабочие вопросы по телефону или за компьютером, то что остается ребёнку?

Дети не виноваты, что родились в период развития технологий

Чему бы мы не учили детей в школе, всё это изменится, когда они начнут свою трудовую деятельность. И порой кажется, что даже младшие школьники это понимают, а многие взрослые ещё нет. Может ли что-то сделать педагог для детей, учитывая то, что учитель уже не является единственным источником знаний?

Вот случай из моей практики. Ко мне обратилась за советом учительница, которая преподает историю искусства. В её арсенале преобладали обычные уроки: лекция, учебник, конспект, вопросы в конце параграфа. Как все помнят, это не самый обязательный предмет в школе, и дети его постоянно саботировали. Я предложила однажды уйти от лекционного формата и организовать проектную работу в командах с распределением обязанностей, поиском темы, презентацией. Следующий урок прошел замечательно: дети были довольны, активно участвовали в уроке. Всю информацию они нашли самостоятельно, изучили и обсудили.

Выстраивать и придумывать новые форматы сложно, но нужно

Эксперты отмечают, что в будущем детям больше пригодятся практические навыки. Такие компетенции как коммуникация, умение работать в команде, логическое и критическое мышление — это то, что важно включать в образовательную систему, чтобы школьники умели адаптироваться к любым изменениям в мире технологий.

-2

И оказывается, когда мы строим образовательный процесс вокруг формирования этих навыков, детям становится намного интересней учиться.

В традиционном формате у учителя две роли — транслировать знания и контролировать успеваемость. А ребенку остается только пассивно запоминать и усваивать информацию. Чаще всего рассказу учителя ребенок предпочтет игру в телефоне.

А для формирования навыков от ребенка требуется активное участие. На первое место выходит не передача знаний, а коммуникация, самостоятельный поиск информации, взаимодействие в команде, умение критически оценить полученный результат. И у нас есть наглядные доказательства, что при такой организации учебного процесса дети охотно переключаются от гаджетов на созидательную деятельность.

Когда преподаватель настраивается на общение и эксперименты, то у него есть все шансы привлечь внимание

Вот пример из практики, который демонстрирует, как охотно дети учатся, когда в основе образовательного процесса лежит коммуникация. На одном из занятий в нашей школе программирования «Алгоритмика» мы объединили детей (8 лет) в пары и предложили им в первой половине урока стать разработчиками, а во второй — тестировщиками (то есть теми, кто проверяет код программистов). В итоге, дети находили разные варианты, как решить задачу, как её проверить, обсуждали, почему появились ошибки, предлагали улучшения. Большинство решило минимум две задачи из трёх, и не было таких, кто остался в стороне.

И еще одна история про активного мальчика лет восьми, который весь урок постоянно разговаривал. В том числе он рассказывал о своем блоге на YouTube. Преподаватель «Алгоритмики» вместо того, чтобы «поставить его на место», попросил научить, как это делается. Ребёнок с радостью устроил мастер-класс для всей группы и в итоге сделал настоящий репортаж с занятия. Все дети остались в восторге от урока, и при этом усвоили весь необходимый материал.

Родители и педагоги должны предложить ребёнку такие активности, ради которых он сам отложит телефон или планшет

Запреты — это всегда временная и неэффективная мера. Чем больше мы искусственным путем ограничиваем что-либо — тем сильнее дети сопротивляются и тем меньше взаимодействуют со взрослыми. Вместо строгих запретов на использование техники и гаджетов, надо предлагать ребёнку альтернативу, и тогда необходимость в ограничениях отпадет сама собой.

Мы в «Алгоритмике» уверены, что образовательный процесс, в котором дети сами могут найти решение, а потом научат родителя или педагога — это интереснее, чем лента в социальной сети или онлайн-игры. Наш методический отдел учит преподавателей, как заинтересовать ребёнка и превратить увлечение гаджетами в полезное хобби. В будущем это может перерасти в перспективную профессию. Если ваш ребенок не станет программистом, он получит важные и полезные навыки, благодаря которым он будет осознанно выбирать, когда ему нужны гаджеты, а когда — нет.

🚀 Хотите, чтобы ваш ребёнок попробовал новую для себя дисциплину? Записывайтесь на бесплатный урок программирования в международную школу «Алгоритмика» в г. Одинцово