Найти тему
Марина Бушкова

Чувство вины. Как дети справляются с виной. Последствия - безынициативный ребёнок.

Приблизительно с полу года-год ребёнок уже начинает испытывать чувство вины. Что такое вина? Это разрушительная эмоция. И дети стараются избавиться от неё различными способами. Но как она появляется?

С каждым годом родители начинают учить ребёнка тому, как испытывать вину.

Если ребёнок сделал что-то не так, мы говорим: «как же так? Извинись, ты обидел!»

Таким образом мы сбрасываем своё напряжение.

И ребёнок этому учится, что нужно постоянно отслеживать вдруг кто-то обидится.

Инициативный ребёнок строит планы, ставит цели и упорно стремится их достичь. И тут же обнаруживает, что на многие его желания наложены "социальные запреты". У ребёнка развивается убеждение, что многое чего ему хочется, родители не одобрят.

Очень часто родители, слишком концентрированные на том, как они выглядят перед другими, испытывают огромный дискомфорт за поведение своего ребенка, когда он где-то что-то делает не так. И испытывая чувство вины, они нападают на другого. Чувство вины, это такое интересное чувство, потому что оно может делать человека очень агрессивным. 

С постоянными запретами и ограничениями ребёнка развивается его внутренний самоконтроль. И то, что нельзя он старается не делать.

Но в глубине души желания остаются!

"знаю, что плохо, но всё равно хочу" - вот это заставляет ребёнка чувствовать себя виноватым.

Дети в своём мышлении во многом отличаются от нас взрослых. Для них "почувствовать" и "сделать" почти одно и то же. Детям часто не просто удержаться и не сделать, что хочется. Тем самым нарушая наши запреты. 

Родители могут стыдить ребёнка за его непослушание, что приводит к развитию чувства вины. А в добавок если ещё и отчитать ребёнка, то чувство вины закрепляется.

Оттуда и наши комплексы и ограничивающие убеждения уже во взрослой жизни.

Маленькие дети слабо себя контролируют, и "хочу" частенько перевешивает моральные нормы. И не потому, что они плохие, а потому, что они ещё маленькие.

Чувство вины - разрушительно, поэтому ребёнок пытается от него избавиться. Выбирая способы не всегда положительные.

1 способ. Раскаяние. Слёзы, раскаяние помогают не всегда.

2 способ. Самонаказание. "Виноватость" настолько дискомфортна, что ребёнок ищет, как бы себя наказать и тем искупить вину. Он буквально нарывается на неприятности. Может упасть, сильно удариться, подраться. Он вызывающе ведёт себя, делает всё наперекор. Он провоцирует родителей на то, чтоб его наказали. Словно он сказал себе: "А, я плохой? Раз вы так считаете, то и буду плохим. Вот накажете - тогда посмотрим".

Дети, чувствующие себя виноватыми, ведут себя хуже, чем обычно.

3 способ. Переадресовка. В своих ошибках ребёнок начинает обвинять не себя, а другого. И делает это совершенно искренне, потому что сам в это верит!

Вот почему дети так часто оправдываются и доказывают "я не виноват, она сама...". И это не повод их обвинять, это повод задуматься их родителям.

Если сейчас ребёнок часто оказывается "в виноватых", то со временем "виноватость" укореняется. Он привыкает обвинять - себя, других людей или обстоятельства. Он теряет уверенность в себе и превращается в безынициативного человека. При этом (внешне) он может казаться буйным, деятельным и шумным, но, сталкиваясь с трудностями, не рискнёт, а отступит: "как бы чего не вышло».

Безынициативный человек мало чего добивается в жизни, зато привыкает все свои силы направлять на поиски виноватого.

Что делать:

- Не стыдить, вызывая чувство вины.

- Чётко и внятно сказать ребёнку, что он сделал не так и чем вы недовольны.

- Всегда дайте возможность исправить дурной поступок!

- Показать и подсказать, как это можно сделать.

- помнить о возрастных особенностях ребёнка, что он может сделать не правильно, в силу своего возраста. Не стоит провоцировать.

- Проверить свои действия. Не лишаете ли ребёнка инициативы своими запретами.

- Помнить, что дети не могут сидеть на месте и скучать.

Дайте занятие, подскажите идею, организуйте... в общем, займите делом. 

Главное занятие детей дошкольного возраста - это играть. Так они осваивают мир и узнают себя в нем. Об этом следует помнить и не повышать требования.