🖋 Каллиграфия
Нашла в интернете статью с разбором курса О.В.Лысенко. Обратите внимание: речь идёт о курсе с названием «Красивый почерк за 20 уроков», а не о самих прописях! Хотя о них, конечно, в статье тоже идёт речь.
Ниже привожу краткую выжимку – сборник плюсов и минусов прописей, по мнению автора статьи, – и свои комментарии.
P.S. Буду приводить и те тезисы, которые важны для родителей и ученика, и те, что имеют значение для педагога. Для родителей эти пункты – просто для интереса. Хотя кто-то, наверняка, почерпнёт нужную информацию.
✅ Плюсы методики и курса
〰 Курс построен не только на собственном опыте автора, но и на практическом опыте целого ряда других педагогов, которые сделали удачные наработки в прошлом
〰 Неплохо продуманы и методические рекомендации для учителя, включая разнообразные «изюминки», которые придают данному труду похвальное своеобразие
〰 Автором найдены основополагающие детали, которые участвуют в построении большинства букв. Сначала детям предлагается вдумчиво и неторопливо отработать эти детали до состояния устойчивого навыка, и только после этого, на основе освоенных деталей, начинать строить буквы по принципу «от простого — к сложному». Это тот самый дидактический принцип, который в современном школьном образовании, к сожалению, часто забывается.
〰 Широкая строка, которая больше стандартной строки. Это правильно, потому что мелкомоторные движения здесь требуются достаточно сложные, чуть ли не ювелирные. Малыши в возрасте 6—7 лет здесь не столько корректируют свой почерк, сколько обучаются письму. Мелкая моторика у них, как правило, недостаточно хорошо развита, и дети в таком возрасте ещё не умеют выполнять такие тонкие движения, как письмо графических значков — букв. Поэтому при изучении каких-то новых элементов или новой буквы до реформы 1968 года с методической точки зрения было абсолютно правильным предлагать детям писать в разлиновке, где узкая строка шире, чем обычно. Это огромный «плюс».
〰 Деление строки на 2 или 3 равные части не очень заметными серыми линиями. Это тоже большой «плюс», облегчающий ребёнку процесс выписывания элементов либо до середины строки, либо до 1/3 сверху или снизу
〰 на момент изучения элементов буквы показаны их начальные и конечные точки, что очень удобно детям
〰 Даются письменные задания – чёткие и понятные, как ребёнку, так и педагогу. Задания достаточно логичны, доступны и хорошо выверены
〰 Все буквы алфавита выстроены ею в группы, и собраны в них по принципу одинаковости написания. Это позволяет детям овладевать письмом более осознанно и успешно, поскольку буквы включены в ассоциативные ряды. В этом случае учебная информация усваивается ребёнком наиболее эффективно: в его сознании включаются процессы анализа и синтеза, и ему гораздо легче запоминать нескольку букв сразу.
✔По плюсам комментировать нечего: всё и так понятно 😄
❎ Минусы методики и курса
〰 Название «Красивый почерк за 20 уроков» — это просто рекламный трюк. Количество занятий приблизительно, а сроки достижения результата расплывчаты. Установка автора следующая: если ребёнок не успевает овладеть курсом за 20 уроков, то курс может тянуться и месяц, и два, и три. Никаких чётких временных рамок курс Ольги Лысенко не имеет и не даёт.
Комментарий: согласна, за 20 уроков овладеть почерком может редкий человек с хорошей подготовкой, которой нет у детей. Именно поэтому я не назвала курс «Каллиграфия за 30 / 40 / 50 уроков»: все дети разные. Я проговариваю и везде пишу, что курс рассчитан на 30-40 уроков, и сразу уточняю: бывает быстрее (правда: бывает!), бывает дольше (обычно укладываемся в 35 уроков, и только с одним учеником мы занимались 8 месяцев! Отмечу правда, что это ребёнок с некоторыми двигательными особенностями, и с родителями мы изначально всё обсудили и пришли к решению, что будем заниматься столько, сколько понадобится. Результат с такими стартовыми условиями был потрясающий! Да, не идеальный почерк, но ребёнок научился «видеть строку», писать заглавные буквы так, чтобы было понятно, что они не строчные, а текст стал читабельным! Свой первый текст ребенок и сам не мог прочитать. А теперь – может!)
〰 Курс позиционируется как система занятий РОДИТЕЛЕЙ с ребёнком, и взрослым для успешного освоения каллиграфии их дитём необходимо познакомиться с педагогикой, возрастной психологией и образовательными технологиями. Потому что для успешного обучения своего ребёнка методикой Ольги Лысенко овладеть придётся им самим, и кому-то из них необходимо будет запланировать определённый учебный результат на каждый урок курса. А этих уроков, как мы заметили ранее, может быть неопределённо много. Как неискушённые в педагогике люди будут планировать эту учебную деятельность, если не умеют её планировать — вопрос, конечно, интересный
Комментарий: соглашусь. Как и любой учебный предмет, курс каллиграфии предполагает знание методики и наличие определённых навыков. Именно поэтому я предлагаю эти занятия отдать квалифицированному педагогу, знакомому и с общей методикой обучения, и с методикой преподавания данного предмета, и с психологией, и с многим другим, что недоступно родителям в силу – скорее всего - отсутствия педагогического образования и опыта работы по специальности. В целом, по данному вопросу, не могу категорично заявить, что этим плох сам курс. Тут, как в школе: когда родители помогают ребенку с задачей по математике, они тоже объясняют, как могут, не владея методикой. Поэтому это замечание применимо вообще к любому предмету и курсу. Именно поэтому я настаиваю на работе с педагогом. А реклама, в которой говорится о курсе, рассчитанном на работу РОДИТЕЛЕЙ, — это работа на аудиторию: привлечение той категории родителей, которые нацелены на самостоятельную работу с ребёнком. Однако запретить любому желающему родителю поработать со своим ребёнком не могу. Пробуйте! Всё не страшно: я проверила 😉
〰 Стоимость курса: на официальном сайте – 17900.
Комментарий: тут могу разве что посчитать стоимость курса в моем Центре из расчета 30 – 40 занятий, умноженные на стоимость одного занятия. 30 занятий обойдутся дешевле, чем стоит курс, 40 – на пару тысяч дороже. Сами прописи печатаются Центром и остаются ребёнку навсегда. Можете подсчитать сами, что Вам выгоднее и удобнее
〰 Отсутствие разлиновки в частую косую линейку: той самой линейки, которая помогает ребёнку научиться «автоматически» держать такие сложные параметры почерка, как наклон и ширину букв или их элементов
Комментарий: согласна. Долгое время мучилась без этой разлиновки: уж очень её не хватало для выработки наклона и ширины букв на письме в обычной тетради. Нашла выход: приобретаю «тетради для прописей» с нужной разлиновкой. Да, это дополнительные затраты + суета с приобретением (дополнительный поход в магазин) и лишняя тетрадь: было бы гораздо удобнее иметь всё сразу в одном пособии, нежели приобретать дополнительные. Ну, и с методической точки зрения это, конечно, большой минус для меня.
〰 Есть в прописях Ольги Лысенко прекрасная «изюминка» — лист тренировок. В нём каждый элемент пишется по 4 и более строчек. Здесь же написана речевая формула, которую ребёнок должен проговаривать во время письма, активизируя таким образом слуховой, речевой, речедвигательный и двигательный анализаторы. Методически вроде бы всё грамотно, однако большие вопросы, собственно, вот эти речевые формулы и вызывают. Напомним, что сам по себе процесс письма — это деятельность ритмическая. Предложенные же Ольгой Лысенко речевые формулы этот письменный ритм грубо сбивают, с ритмом они не соотнесены. Что сделают дети, если во время письма им предложат проговорить такую речевую формулу? Либо промолчат, а проговорят потом, либо — стараясь писать и говорить с одинаковой скоростью — им придётся нарушить ритм письма. И это снова удивительно: почему логопед с огромным стажем работы этот момент не учла в принципе
Комментарий: всё не так страшно. Я использую речевую формулу при знакомстве с буквой, перед началом письма, попутно показывая все движения на напечатанной букве. В процессе письма никогда речевую формулу не проговариваем. Всё можно адаптировать под себя и строгое следование методическим рекомендациям не обязательно, если это мешает ребёнку и взрослому. Потому рекомендации и названы «рекомендациями», а не «обязательствами». В конце концов, главное – устойчивый положительный результат без вреда для ребёнка.
〰 Формат А4 неудобен для расположения на стол
Комментарий: кому-то удобно, кому-то – не очень. Сказать, что все до единого испытывают трудности в работе с пособиями такого формата, не могу. Так же, как и заявить, что всем удобно. Всё индивидуально.
〰 Большое количество разнообразных соединений. Родителям немудрено будет запутаться и самим. Допустим, если папе с мамой требуется понять, где нужно написать соединение с буквой «о», то сначала им надо будет разобраться, в какой части слова эта «о» находится, нужна ли сверху петелька или хвостик снизу — и подобных нюансов слишком много
Комментарий: я всегда детям говорю так: «В каллиграфии неважно, какое соединение – верхнее или нижнее. Выбирай то, которое удобно тебе». И дети выбирают. Даже там, где я чётко вижу, что лучше выбрать одно, дети выбирают другое соединение, и я не настаиваю: им так удобно, результат не меняется – зачем упорствовать? Главное, чтобы «О» оставалась «О» и не была похожа на «А», что может повлечь ошибку, неверное закрепление образа слова у ребёнка и сниженную отметку в тетради. А уж верхнее соединение или нижнее – какая разница? То же и с безотрывностью написания: не настаиваю. Взрослым-то это тяжело, а ребенку – тем более (вы сами попробуйте написать хотя бы одно предложение ) А главное – зачем? Можно писать отрывно, но красиво, а можно безотрывно, но абсолютно неразборчиво. Не в безотрывности дело, ох не в ней…
〰 Отсутствие упражнений на увеличение скорости письм
Комментарий: согласна. Упомяну, что и в других популярных и не очень прописях таких упражнений нет. Поэтому это минус не только конкретного курса, но и всех остальных. Что делаем мы для увеличения скорости письма? Практикуемся. Постоянно. Только с практикой приходит навык.
❕Теперь информация, которая будет интересна и полезна для педагогов и руководителей детских центров.
Прописи Ольги Лысенко будут достаточно полезны для репетиторов, учителей школы и развивающих центров. Выступая в качестве методической заготовки, прописи позволят педагогам создать собственные образовательные продукты с применением личного опыта. Говоря образно, этот полуфабрикат предполагает «варку и готовку» в «кастрюле» того образовательного учреждения, которое этот курс приобретёт
❕И для родителей:
Что касается рекламы о предназначении курса и прописей «для родителей, которые хотят и могут помочь своему ребёнку самостоятельно научиться писать», то как раз для родителей-то они и не подходят. Поскольку курс Лысенко нельзя назвать готовым для использования, и проблему ребёнка с помощью этих прописей родители самостоятельно решить не смогут, то со стороны большинства пап и мам это будут зря потраченные силы, деньги и время. Вместо него мы советуем родителям найти профессионалов, которые помогут ребёнку — по той или иной методике — овладеть устойчивым навыком письма.
Несмотря на то, что этот образовательный продукт требует доработки и дополнительных усилий учителей, которые будут его приобретать — тем не менее, он вполне достойный и имеет право на существование. Наша оценка «Прописей для постановки и коррекции почерка» Ольги Лысенко — «четыре с минусом»
✅ Выводы, как всегда, делать вам 😉