Найти тему
BINAGroup

Какой способ нанесения лучше использовать для Вашей краски?

Способы окрасочных работ очень разнообразны. По характеру выполняемого труда и применяемого окрасочного оборудования методы нанесения можно условно разбить на группы:

  • кистевая окраска,
  • окрашивание окунанием,
  • окрашивание валками,
  • пневматическое распыление,
  • безвоздушное распыление,
  • ручное электростатическое распыление,
  • автоматическое электростатическое распыление,
  • окраска струйным обливом или окунанием с выдержкой в парах растворителей,
  • окрашивание электроосаждением,
  • окрашивание нанесением порошковых полимерных материалов,
  • окраска с помощью роботов.


В каждом из способов нанесения есть свои плюсы, так и минусы. Все способы нанесения индивидуальны и зависят от условий нанесения (открытая строительная площадка\заводская окраска).
Рассмотрим эти два варианта на практике:

  • Заводское нанесение лакокрасочных материалов (более 50% случаев).

Пневматическое распыление. При пневматическом распылении краска, захватываясь из емкости воздушной струей, распыляется, образуя факел красочного аэрозоля с углом раскрытия 60°. Струя смеси краски с воздухом на выходе из сопла, имеющая звуковую скорость 330 м/с (при обычно применяемом давлении воздуха выше 0,2 МПа), быстро теряет скорость, которая у окрашиваемой поверхности на расстоянии 300 – 400 мм от сопла на оси составляет около 10 – 15 м/с.

Краска наносится краскораспылителем, к которому подводятся краска и сжатый воздух. Сжатый воздух под давлением 0,2 – 0,5 МПа подается от компрессора (через масловодоотделитель). Подача краски производится по трубам или от красконагнетательного бачка под давлением 0,02 – 0,025 МПа.

В зависимости от способа подачи лакокрасочных материалов к распылительной головке краскораспылители подразделяются на три типа: I – с подачей ЛКМ из верхнего красконаливного стакана; II – с подачей ЛКМ из нижнего красконаливного стакана; III – с подачей ЛКМ нагнетанием.

Пневматическим распылением могут наноситься ЛКМ всех типов на изделия любого размера и почти любой конфигурации. Получаемые покрытия относятся к I классу. Поэтому данный способ является универсальным, наиболее широко распространенным в промышленности.

К недостаткам этого способа относятся большие потери ЛКМ на туманообразование (в среднем 20 – 30%, в отдельных случаях до 70%) и связанные с ними большие расходы на вентиляцию.

При окрашивании труднодоступных мест используют полосовое окрашивание ручным способом (кисть\валик) 50 % от номинальной толщины сухого покрытия.

Безвоздушное распыление. При этом способе окрашивания ЛКМ подается к соплу распылителя под высоким давлением (4,0 – 25 МПа) и распыляется без помощи сжатого воздуха. Создание мелкодисперсного факела достигается за счет резкого падения давления (до атмосферного) ЛКМ при выходе его из сопла.

Качество окрашенной поверхности зависит от правильности выбора технологических режимов нанесения ЛКМ (состава, вязкости, рабочего давления).

Способ рекомендуется для окрашивания средних, крупных и особо крупных деталей, характеризуется незначительными потерями ЛКМ и обеспечивает покрытия не выше IV класса.

По сравнению с пневматическим распылением способ безвоздушного распыления имеет следующие преимущества: на 20 – 35% уменьшаются потери на туманообразование, вследствие чего сокращается удельный расход ЛКМ; на 15 – 25% сокращается расход растворителей на доведение составов до рабочей вязкости, так как применяются более вязкие системы; сокращается время окрашивания и в 1,5 – 2 раза повышается производительность труда благодаря возможности нанесения меньшего числа слоев покрытия.

Установки безвоздушного распыления выполняются в виде переносного или передвижного комплекта оборудования, состоящего из красконагнетательного насоса, краскораспылителя и шлангов, рассчитанных на высокое давление.

Способ требует тонкого перетирания пигментов (с частицами размером до 15 мкм), входящих в состав ЛКМ, предназначенных для нанесения безвоздушным распылением. Иначе краскораспылители быстро засоряются, что нередко приводит к отказу от использования этого метода. Подверженность сопла краскораспылителя засорению связана с его относительно малым размером.

Окрашивание с помощью роботов. Во всех способах окрашивания, где применяются краскораспылители, вместо человека могут быть использованы роботы. Роботы позволяют автоматизировать процесс нанесения ЛКМ на однотипные изделия простой конфигурации, окрашиваемые на конвейере. Применение роботов не обеспечивает высокого класса покрытий, поэтому целесообразность их использования ограничена случаями окрашивания, при которых создаются особо неблагоприятные условия труда для человека и в то же время нет необходимости сооружать сложные, дорогостоящие автоматизированные установки. Например, при грунтовании днищ легковых автомобилей, при окрашивании платформ и бортов грузовых автомобилей и т.п.

  • Нанесение лакокрасочных материалов в условиях открытой строительной площадки.

На строительной площадке в 90% случаев используют безвоздушный способ нанесения. Данный метод позволяет наносить на большие поверхности и большой толщиной лкм, что значительно ускоряет процесс работ по нанесению. Установки бывают двух видов:

Электропривод (GRACO Mark V)

Пневмопривод (GRACO Xtreme x70)

При обнаружении мест с нарушением сплошности покрытия используют кисть\валик.