Ну, то что она дает академические знания – в этом никто уже не сомневается. Но вот большой вопрос: нужны ли педагоги и школа как таковая, если все интересующие его вопросы ребенок может за несколько секунд найти в сети? Период пандемии показал, что при желании можно учиться и без помощи учителя и урочной системы. Так что же должна в идеале дать ребенку школа и помогает ли она на самом деле детям становиться умнее?
5 умений, которые должна дать ребенку современная школа
1. Взаимодействие
Много ли учителей на уроке практикуют групповую форму работы? А ведь это на самом деле помогает развивать умение работать в коллективе, сотрудничать и распределять роли для получения лучшего результата. Только так можно научить ребенка сосуществовать с разными, непохожими на него людьми. При этом ученик не должен бороться за самого себя, его должны принимать таким, как он есть. На практике же учеба происходит под лозунгом: «Закрой рот и записывай».
2. Новые знания
Знания-то дает, а вот умнее ребенок, (увы и ах!) от этого не становится. Ибо весь процесс обучения построен на «натаскивании» на необходимые во время экзаменов умения и навыки. Только и всего. Как только задание немного видоизменяется или перестает быть схожим с образцом, у большинства учеников возникает ступор. Умнеет ли ребенок от такого учебного процесса – судить вам.
3. Мотив для обучения
Любое действие, которое мы выполняем, должно иметь мотив. «Для чего я это делаю?», - вот главный вопрос любого здравомыслящего человека. Детям в нашей системе образования не рассказывают, для чего ему нужно, например, уметь вычитать, складывать в уме или знать наизусть таблицу умножения. Они считают эти умения неким «рудиментом», ведь гораздо более полезным для них навыком было бы пользованием калькулятором в телефоне. Они учатся «из-под палки», абсолютно не понимая, какой смысл в запоминании формул и зазубривании правил. Да, сегодня школа призвана дать ученику понимание, где взять необходимый материал. Но тогда почему на экзаменах до сих пор нельзя пользоваться Интернетом или специальными справочными материалами?
4. Подготовка к реальной жизни
Беда в том, что начальное, среднее, старшее звено школы, высшая система образования абсолютно оторваны друг от друга. Приведу пример: в начальной школе, когда мы знакомимся с понятием умножения, то рассказываем детишкам, что в примере 5х3, 5 – это какое число взяли, а 3 – сколько раз его взяли. Далее следует этап, на котором мы предлагаем ребенку заменить умножение сложением, то есть 5х3=5+5+5. Каково же было наше удивление, когда в одном из учебников за 5 класс мы встретили такое пояснение замене умножения сложением: 5х3=3+3+3+3+3. Учителя старших классов пожимают плечами: «Какая разница, ведь от перемены мест множителей произведение не меняется». И так на каждом этапе. Везде при переходе на следующий этап обучения, наши дети слышат от преподавателей: «Забудьте то, что вам рассказывали в началке (в школе, в институте) и слушайте то, что расскажу вам Я».
5. Любознательность воображение, пытливость разума
Этим в сегодняшней системе образования и не пахнет. Традиционная школа скорее развивает исполнительские способности, чем творческие. Да, с внутренней дисциплиной в сегодняшней школе все в порядке: выпускник может найти алгоритм решения поставленной задачи, наметить план, один за одним выполнить все намеченные задачи, довести задуманное до конца и даже держать результат под контролем. Но вот самостоятельно поставить перед собой цель – это для них, увы «задачка со звездочкой». Если нет рядом того, кто дает инструкции, весь процесс движения вперед останавливается. Ведь школа дает знания только в готовом виде, а мозг ученика не работает над проблемой, как эти знания добыть самостоятельно.
И знаете, «корень зла» вовсе не в педагогах. Просто традиционная система образования не только не стимулирует развитие мыслительных способностей ученика, она попросту снижает интеллектуальный потенциал. А все потому, что не дает школьнику в учении быть инициативным, перечеркивает его собственное мнение и совершенно не развивает критическое мышление.
А какое у вас отношение к традиционной системе образования?
Возможно вам понравится
Диалоги после садика. Малышизмы 10
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.