Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Украина может помочь Boeing снова стать номером один?

После крымского кризиса 2014 года Boeing начал накапливать титан, ключевой элемент, используемый при производстве самолетов. В последние годы Boeing столкнулся с множеством негативных отзывов в прессе, и это вполне заслуженно. После двух крушений Boeing 737 Max, в результате которых погибло 346 человек, американский аэрокосмический гигант подвергся критике за «медленное» и «слишком осторожное» обращение с кризисом, и полеты 400 самолетов были остановлены на 20 месяцев после временного запрета властей США. Компания также столкнулась с проблемами на заводе в Южной Каролине, который производит 787 Dreamliner. Впрочем, Boeing тоже многое сделал правильно, и это становится очевидным по мере развития событий в Украине.

Новые самолеты в значительной степени зависят от легких материалов, включая титан. Титан обладает и другими ключевыми свойствами, в том числе высокой прочностью и термостойкостью, что делает его идеальным для использования в корпусе самолета (планере), деталях, скрепляющих конструкцию (элементы крепления), а также в колесах и шасси (шасси). К сожалению, титана не хватает, его поставки приходится в основном на Россию и Украину. После крымского кризиса 2014 года Boeing начал накапливать запасы титана и начал диверсифицировать свои механизмы получения металлов. В заявлении от 7 марта компания стремилась заверить своих заинтересованных лиц в своей позиции в отношении сырья:

Наши запасы и разнообразие источников титана обеспечивают достаточные запасы для производства самолетов, и мы будем продолжать предпринимать правильные шаги для обеспечения долгосрочной непрерывности производства. Интересно, что Boeing приостановил закупки титана в России в начале марта, хотя этот металл еще не подпадает под санкции США. Airbus, возможно, также накапливал титан со времен Крыма, но продолжает полагаться на поставки из России, ссылаясь на соблюдение ею санкций ЕС.

Благодаря своей диверсификации, Boeing теперь полагается на Россию примерно на 35% своих поставок, тогда как, по разным данным, доля Airbus составляет от 50% до 65%. Между прочим, более мелкие производители зависят еще больше: бразильский производитель самолетов Embraer на 100% полагается на Россию. И Boeing, и Airbus пострадали на фондовом рынке после ввода войск России на Украину 24 февраля из-за перспективы снижения спроса на самолеты на затронутых рынках и потенциального нарушения механизмов финансирования.

На момент написания статьи Boeing работал немного лучше, в целом уступая Airbus в последние годы. А если в отношении российского титана будут введены санкции, Airbus и другие производители окажутся в затруднительном, а возможно, и в невозможном положении. Для Боинга угроза гораздо менее значительна.

Боинг против Аэробуса. Боинг 747-8 — самолет, который хорошо провалился. Boeing 747 может быть самым успешным самолетом всех времен, но 747-8, выпущенный в 2005 году, был назван «провалом» для компании. На последнем этапе эры гигантских самолетов Boeing продал 138 самолетов по сравнению с 249 у своего основного конкурента Airbus A380.

График, показывающий динамику акций Boeing и Airbus по сравнению с S&P 500. Голубой S&P 500; синий Боинг; оранжевый Airbus.
График, показывающий динамику акций Boeing и Airbus по сравнению с S&P 500. Голубой S&P 500; синий Боинг; оранжевый Airbus.

И все же успех Airbus над 747-8 был пирровым. Тот факт, что Boeing разработал 747-8, побудил Airbus мобилизовать огромные ресурсы для создания A380, поскольку ранее у него не было инфраструктуры для создания такого самолета. Боинг, у которого явно не было этой проблемы, смог потратиться в другом месте. Программа 747-8 стоила 4 миллиарда долларов с поправкой на инфляцию, а A380 стоил в шесть или семь раз больше.

Проблема для Airbus заключалась в том, что рынок перешел от гигантских самолетов к широкофюзеляжным самолетам среднего размера, таким как Boeing 787 Dreamliner. В течение многих лет отрасль смещалась в сторону полетов «точка-точка» между двумя местами, а не через такой хаб, как лондонский аэропорт Хитроу, и Covid ускорил эту тенденцию. Это способствует оперативной маневренности самолетов среднего размера. Следовательно, многие авиакомпании, включая Air France, KLM и Virgin Atlantic, досрочно списали свои парки A380 и 747. Производство A380 было прекращено в 2021 году после того, как Эмирейтс отменила последние заказы, а производство Boeing 747 прекращается в этом году.

Выпущенный в 2004 году Dreamliner может похвастаться беспрецедентной топливной экономичностью и комфортом. Вскоре он стал самым быстро продаваемым широкофюзеляжным самолетом всех времен. Airbus вложил все силы в A380 - самолет, про который Boeing знал, что спрос на него невелик.

Даже когда Airbus выпустил A330neo на рынок, чтобы конкурировать с Dreamliner в 2014 году, его разработка представляла собой модифицированную версию ранее существовавшего планера, поэтому он не мог сравниться с 787 с точки зрения топливной экономичности и комфорта. В любом случае, Боинг-787 уже зарекомендовал себя как предпочтительный самолет на своем рынке. Boeing поставил 1006 из них клиентам и имеет заказы еще примерно на 900, тогда как A330neo осуществил 67 поставок и в общей сложности 348 заказов.

Airbus добился большего успеха со своим A350, который является более крупным широкофюзеляжным самолетом, более подходящим для дальнемагистральных перевозок, который начал пассажирские рейсы в 2015 году. Конкурент Boeing, 777X, должен быть поставлен в 2023 году, поскольку он был отложен из-за проблем с 737 Макс. По количеству заказов A350 впереди, но 777X находится в продаже меньше времени и набирает заказы. Boeing также запускает более крупную версию Dreamliner, чтобы конкурировать с A350, так что у A350 есть потенциал для вытеснения с обеих сторон.

Куда дальше? Вопрос в том, сможет ли Boeing повторить свой успех с Dreamliner в других сегментах рынка. Мы с нетерпением ждем новостей о новом самолете среднего размера для рейсов средней дальности, который теперь называется 797, который также был отложен из-за проблем с 737 Max. Разработанный для замены узкофюзеляжного 757 и конкурирующего с Airbus A321XLR, который должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году, этот самолет может иметь решающее значение для успеха Boeing.

На рынке узкофюзеляжных самолетов, предназначенных для более коротких рейсов, семейство Airbus A320 недавно опередило Boeing 737 по объемам продаж, хотя 737 сохраняет лидерство по количеству поставленных самолетов. Неясно, как потенциальные проблемы с цепочкой поставок могут нарушить этот баланс. Продолжающееся российская операция на Украине может осложнить положение аэрогигантов, особенно Airbus. Будущее авиастроения туманно. Но, думая наперед, с точки зрения договоренностей с поставщиками и спроса на полкты, Boeing оказался более проницательным. До тех пор, пока Boeing извлекает уроки из своего недавнего прошлого, он может, наконец, вернуться на вершину.

ДЖОЗЕФ МЕЛЛОРС, доцент Нортумбрийского университета, Ньюкасл.