Ежегодно в Свято-Димитриевской школе проходят предметные (тематические) недели. Изначально они были посвящены определенным школьным дисциплинам, в прошлом году различные предметы были объединены одной темой — “Эпоха XIX века” — уникальное время расцвета науки и искусств, золотой век русской культуры.
В этом году возникла идея посредством тематической недели вовлечь учащихся в образовательный процесс в качестве его соавторов и активных участников, а в самой учебе увидеть не повседневную рутину, а “коллективное творческое дело”. Для этого были проведены подготовительные сессии с педагогами, выпускниками и учениками Свято-Димитриевской школы. Ведущей сессий стала гость школы — Алена Андреевна Федорова, методист из Санкт-Петербурга, которая представляла методику “Коллективного творческого дела”. Мы попросили её ответить на несколько вопросов, касающихся этой методики, и рассказать о том, какими были ее впечатления от прошедших занятий с педагогами и учащимися.
Будьте добры, расскажите, пожалуйста, на что направлена методика, которую Вы представили в Свято-Димитриевской школе, каковы ее главные составляющие? Где она реализовывалась прежде? Каких результатов с ее помощью уже смогли достичь?
Алена Федорова, методист, Санкт-Петербург
Коллективное творческое дело – это результат слияния опыта нескольких выдающихся педагогов. И, в первую очередь, Игоря Петровича Иванова (1923-1992) – доктора педагогических наук, академика Российской академии образования, профессора ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреата премии имени Антона Макаренко.
Как можно понять из названия, во главу угла этого метода ставятся 3 элемента:
1. Деятельность (дело) как основной инструмент преобразования мира и развития личности.
2. Коллектив как основной субъект деятельности. Причем в него могут входить и дети, и взрослые.
- Творчество как новый подход, новая форма организации этой деятельности в этом коллективе.
И, что мне особенно нравится, в основе всего этого лежит желание помогать и улучшать жизнь и мир вокруг себя.
Если говорить простыми словами: допустим, некая группа людей узнает, что кому-то нужна помощь или скоро где-то пройдет мероприятие, где они хотели бы принять участие. Они собираются и совместно решают, что, зачем и как они будут делать, распределяют между собой задачи, выполняют их. После того, как дело прошло, они обсуждают, что у них получилось, а что нет, и как они могут использовать этот опыт в будущем для преобразования мира, коллектива и каждого лично.
Думаю, из описания понятно, что таким образом можно организовать примерно всё. Поэтому мне трудно конкретно ответить, где КТД использовалось прежде и каких результатов удалось достичь. Методика применялась во многих детских учреждениях, существуют целые энциклопедии реализованных КТД, отчеты по ним. Но из крупного и конкретного назову для примера опыт ВДЦ «Орленок».
Это был не первый эксперимент по попытке внедрения методики в школу? На Ваш взгляд, что делает ее универсальной и позволяет использовать в разных детских учреждениях?
С моей точки зрения, методика действительно вполне универсальна и использовалась ранее и в лагерях, и в школах, и в других детских учреждениях. С ее помощью можно организовать и урок, и концерт, и субботник. Мне, скорее, сложно представить, где нельзя применить КТД в работе с коллективом.
Как Вы думаете, в чем более всего нуждаются современные дети? Чем учителя, воспитатели и наставники могут сегодня помочь им в их становлении? Каким Вы видите качественный опыт взаимодействия ребенка и взрослого?
Может быть, у меня не популярная позиция, но я не отношусь к современными детям как-то особенно. Я думаю, что для каждого ребенка всегда было важно подготовиться к моменту, когда ему придется быть самостоятельным. И задача окружающих его взрослых максимально помочь ему в этом: начиная от навыков самообслуживания и заканчивая ценностными ориентирами. Наверное, разница подходов заключается только в способах, как это достигается.
Почему во взаимодействии с детьми важно творческое начало? И почему в процессе воспитания и образования важно слышать их голос?
Если мы говорим о творчестве в концепции КТД, то это в основном про опыт поиска вариантов решения поставленных задач. Очевидно, что это расширяет спектр инструментов человека и группы, а значит, делает их более адаптивными. В мире, где все постоянно меняется, быть гибким и уметь быстро адаптироваться очень важно. И для детей, и для взрослых.
Что касается «голоса», то я бы акцентировала внимание на воспитании ответственности. Если у ребенка нет возможности высказать, отстоять, реализовать свою позицию и получить реакцию на нее, он будет очень ограничен в формировании своего опыта. Книги, советы наставников тоже важны, но без опыта процесс будет долгим или неэффективным.
Безусловно, я говорю о ситуациях, созданных взрослыми и «условно» безопасных.
Как происходило взаимодействие между участниками сессий? Был ли кто-то более активным в этом процессе: учителя, выпускники или учащиеся?
Я очень рада, что были представители разных групп: учителя, выпускники, ученики. Это точно добавило динамики и позволило рассматривать некоторые ситуации с разных сторон. Причем возрастных ограничений по свободе высказывания я не почувствовала. Кто хотел, мог высказаться, и группа была готова это обсуждать и принимать.
Показался ли Вам этот опыт интересным и перспективным?
Мне так точно!)
Думаю, что для каждого участника по-своему. Я видела и «загоревшиеся» глаза, и сомнения. И это тоже нормально. Сами участники, полагаю, ответят про это лучше.
Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях: какими были для Вас четыре дня в нашей школе? Как Вам показалось, есть ли у нашей школы “свое лицо”, какие-то особенности именно ей присущие?
Думаю, что у каждого коллектива и учреждения есть свои особенности и характерные черты. Но выделить причину уникальности довольно трудно. Наверное, это что-то про холизм: целое – это нечто большее, чем сумма его частей.
На основании своего опыта взаимодействия с коллективом могу отменить радушный прием, активное участие и желание узнавать новое.
Очень было интересно поговорить с отцом Александром об истории и планах развития школы. Я почувствовала, что это место ценно и любимо, а меня это всегда очень вдохновляет к сотрудничеству.
Фотографии Елены Добряковой