Найти тему

4. Как сделать Россию лучше?

Глава 1. Улучшение экономической системы России. (4)

§ 4.15.  Государство - плохой собственник и предприниматель. В обязанности госслужащих не входит ежедневное отслеживание изменения цен, анализ действий конкурентов, поиск источников финансирования, участие в работе отраслевых выставок. Кроме того, чиновники являются наемными работниками, которые не несут личной ответственности за убытки или не полученные доходы от использования государственных активов.

Предприниматели осуществляют деятельность на свой страх и риск, им приходится отвечать своими деньгами и имуществом за допущенные ошибки, например, в случае банкротства. Это заставляет их отслеживать изменение рыночной конъюнктуры, изучать предпочтения потребителей и заказчиков, искать новые бизнес-решения. Поэтому государственным органам не следует заниматься коммерческой деятельностью, да и создавались они совсем не для этого.

Деятельность чиновников по управлению госимуществом ограничивает конкуренцию и создает предпосылки для коррупции, ведь люди на госслужбе обладают административными полномочиями по регулированию бизнеса, предоставления налоговых льгот и установления правил ведения торговли. При этом, доходов от деятельности чиновников и дивидендов от предприятий с госучастием, казна получает не так много.

Государство должно иметь в собственности только те активы, которые непосредственно связаны с удовлетворением оборонных, социальных и коммунальных потребностей населения. Другое имущество должно находиться в частной собственности. Это верно и в отношении объектов, которыми владеют региональные и муниципальные власти. Как правило, эти госпредприятия не приносят местным бюджетам существенных поступлений.

Переход права собственности на такие объекты от государства к частным лицам получил название малой приватизации, ее суть заключалась в выкупе предпринимателями небольших предприятий (с числом не более 200 работающих) в сфере производства, торговли, бытового обслуживания и общественного питания. В результате этой приватизации много магазинов, ресторанов, кафе, ателье, парикмахерских и других малых предприятий стали частными.

Малая приватизация была начата в 90-х годах 20 века, но не была завершена. В настоящее время у региональных властей, прежде всего, в крупных городах, в собственности находятся земельные участки, объекты недвижимости, которые сдаются в аренду, а также тысячи государственных и муниципальных унитарных предприятий. Власти долгое время пытаются реорганизовать ГУПы и МУПы или ликвидировать. Пока же на обеспечение их деятельности затрачиваются значительные бюджетные средства.

Очевидно, что необходимо завершить малую приватизацию. Граждане избирают глав российских регионов не для того, чтобы местные власти занимались бизнесом и получали прибыль от сдачи в аренду госимущества. Дело не в объеме средств, которые можно получить от такой приватизации, а в развитии малого предпринимательства и усиления конкуренции. Государству это выгодно из-за создания новых рабочих мест и увеличения объема поступления налогов.

Сначала следуют подготовить списки приватизируемого имущества, принадлежащего региональным властям, которое может быть отчуждено в частную собственность без ущерба для населения и долгосрочных целей развития территорий. Если ГУП или МУП является монополистом в своей отрасли хозяйства, его необходимо разделить на два или три предприятия, чтобы они могли стать конкурентами. Либо создать условия для появления конкурентной среды путем предоставления местными властями налоговых льгот новым предприятиям в этой области.

Малая приватизация должна происходить в два этапа: обязательный этап аренды предприятия или объекта недвижимости сроком на 3 года и этап продажи. На первом этапе заключается трехлетний договор аренды объекта недвижимости или предприятия на основании результатов конкурса, согласно которому арендатор получает право выкупить объект в собственность при условии получения прибыли в размере не менее 20% в течение всего срока аренды, что может быть подтверждено суммой налога на прибыль, уплаченной арендатором.

Такие особые условия нужны, чтобы в ходе приватизации собственниками стали не спекулянты, а настоящие бизнесмены, заинтересованные в развитии бизнеса. Если арендаторы получили право аренды на основании конкурса, проведенного ранее, и показали прибыльность своего бизнеса на протяжении трех лет, они получают право приватизировать имущество сразу. Если прибыльность бизнеса превысит 20%, то покупатели вправе уменьшить выкупную сумму имущества на уплаченные суммы налога на прибыль, превышающие 20%.

Если арендатор не сможет обеспечить получение прибыли в указанном размере, договор арены расторгается и предприятие или объект недвижимости выставляется на новый конкурс. Такой подход будет способствовать вовлечению в гражданский оборот большей части имущества региона, стимулированию предпринимательской деятельности и увеличению доли малого бизнеса в экономике.

22.03.2022

Об необходимости перераспределения федеральных налогов в России будет рассказано во вторник 29.03.2022 в 21-00 МСК.