Бабушка родилась в 1898 году. В 1917, в год революции, она вышла замуж
Поэтому вся ее жизнь- история жизни страны под названием СССР.
Я начинаю цикл статей про эту жизнь
Вот это - номер1.
Отношения в семье бабаушка строила так, как было принято в крестьянских семьях 19 века: жесткий патриархат, и никаких вариантов.
Мужик всегда прав, и его слово- последнее.
Меня это, конечно, ужасно возмущало, так же, как и мою маму, и всех жен папиных братьев. Можете себе представить, какие отношения были у бабушки со своими невестками!))
При том, что все невестки были с высшим образованием- учителя и врачи.
Но теперь я понимаю, что именно этот способ отношенийи помог семье выжить в трудные времена.
Когда началась коллективизация, многие крепкие крестьянские хозяйства в Кинель-Черкассах начали этому сопротивляться.
Бабушка говорит, что все, кто не пил, и хорошо работал, жили хорошо.
А тут – надо отдавать свою скотину в дырявый общий хлев, где за ней будет плохой уход.
Кто хочет узнать подробности – почитайте Михаила Шолохова, «Поднятая целина», там вовсе не про освоение целинных земель, а про создание колхозов в зажиточных казацких селах.
Ну, представьте, что от вас потребовали сдать всех ваших домашних питомцев в общий приют – типа, им там лучше будет, в коллективе.
Представили свои чувства?
Вот примерно то же самое испытывали крестьяне, когда им велели согнать свой скот в общую конюшню.
Они взбунтовались. Случилось то самое знаменитое «чапанное восстание», в котором мой дед не участвовал только потому, что в это время жил на дальних лугах, на выпасе.
А когда вернулся- повстанцев уже повязали.
Дед не спал всю ночь. Сидел во дворе, чернее тучи.
А утром велел бабушке отвести скотину в колхоз.
Бабушка заголосила, а дед прикрикнул на нее: «Не реви! Плетью обуха не перешибешь! Сотрут нас тут всех в порошок иначе».
И они были первые с улицы Крестьянской, кто отвел свою скотину в колхоз. Бабушка всегда плакала, когда вспоминала чуть ли не по именам тех коров, лошадей и овец… И даже поросят и кур.
За ними потянулись и остальные – дед был на селе в авторитете.
А потом оказалось, что именно это спасло семью от раскулачивания- то, что дед первый подчинился коллективизации.
А Полину, младшую сестру бабушки , которая была замужем, раскулачили и сослали в Сибирь. Оттуда она вернулась уже пенсионеркой, в 60-е годы.
Из пятерых ее сыновей в живых остался только один.
Бабушка всегда плакала, когда вспоминала эту историю, что было непонятно мне, правоверной пионерке, воспитанной на фильмах « Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки».
Там была счастливая колхозная жизнь. А бабушка вспоминала, как плохо и голодно жилось в дырявом колхозном сарае их домашней скотине; как корова, вместо пяти ведер молока в день стала давато только одно.
Она даже спорила с моим папой , который работал в сельском хозяйстве, и иной жизни, кроме колхозной, не знал.
Бабушка слушала его восторженные рассказы про новые коровники и доильные аппараты, и спрашивала:А что же эти коровы молока дают, как козы?»
Но дальше этого вопроса ее сарказм не распространялся, ибо сына надо слушать- мужик же!
Бабушка и с сыновьями никогда не спорила, даже если была не согласна.
Она была уверена, что «мужики лучше знают».
Вся ее жизнь подтверждала его правоту.
Может быть, поэтому у нее было пять сыновей, и ни одной дочки.
От своих невесток она требовала такой же подчиненности мужу.
А невестки с этим были не согласны.
Моя мама вспоминала, как она приехала в 1953 году вместе с мужем, моим отцом, в бабушкин дом.
С одним фанерным чемоданчиком в руках.
Бабушка строго спросила: «А где твое приданое?»
Этим она начала вечную войну с моей мамой.
Мама считала, что диплом о высшем образовании- вот ее приданое.
( И жизнь подтвердила, что мама была в этом права).
А бабушка, которая с шести лет вязала носки, ткала скатерти и собирала гусиный пух на перину – не могла понять, как без этого приданого можно приехать в дом мужа?
Уж у нее –то в свое время был целый сундук с самодельными скатертями и постельным бельем с подушками.
Ну, и с остальными невестками разговор был соответствующий.
Они тоже все были «бесприданницы», в бабушкином понимании.
И даже мужья не могли защитить их от бабушкиного осуждения.
Поэтому все сыновья жили отдельно. У всех были или квартиры, или дома. И все было в порядке с подушками и скатертями.
Но отношения оставались напряженными.
Я хорошо помню, как нас , детей, родители привозили к бабушке на лето. И тут же старались побыстрее уехать.
Бабушка пекла для внуков блины по утрам, и говорила : Идите, ишьтя! (так она произносила слово «ешьте»).
И ставила перед братом плошку со сметаной.
Мы с двоюродной сестрой тянулись ложками в сметану, а она строго говорила : «Пущай мужик сначала поест»
Пятилетний «мужик» ел, а мы бунтовали.
Нет, сметана нам тоже перепадала. Но потом!
И так во всем- лучший кусок – мужику.
Лучшее место в телеге- мужику.
Кровать в саду под яблоней – пущай мужик поспит.
Конечно, роль мужика в крестьянском хозяйстве была очень велика. И самые трудные работы выполнялись мужчинами: Покос. Пахота. Сев. Дальние выпасы с лошадьми. Дрова из леса.
Бабушка вспоминала, как дед Федор поехал на покос, и надел новую рубаху из холстины.
Холстина - это такая очень плотная самодельная льняная ткань.
Так вот, дед был на покосе две недели в этой самой рубахе.
А когда вернулся, бабушка начала стирать рубаху , «а у нее спина-то и выпала! Изработалась!»
От пота рубаха сопрела и выносилась
И все мужики в бабушкином роду пахали так же.
бабушка и СССР