Найти тему
Лариса Веревкина

Моя бабушка и патриархат

Бабушка родилась в 1898 году. В 1917, в год революции, она вышла замуж

Поэтому вся ее жизнь- история жизни страны под названием СССР.

Я начинаю цикл статей про эту жизнь

Вот это - номер1.

Отношения в семье бабаушка строила так, как было принято в крестьянских семьях 19 века: жесткий патриархат, и никаких вариантов.

Мужик всегда прав, и его слово- последнее.

Меня это, конечно, ужасно возмущало, так же, как и мою маму, и всех жен  папиных братьев. Можете себе представить, какие отношения были у бабушки со своими невестками!))

При том, что все невестки были с высшим образованием- учителя и врачи.

Но теперь я понимаю, что именно этот способ отношенийи помог семье выжить в трудные времена.

Когда началась коллективизация, многие крепкие крестьянские хозяйства в Кинель-Черкассах  начали этому сопротивляться. 

Бабушка говорит, что все, кто не пил, и хорошо работал, жили хорошо.

А тут – надо отдавать свою скотину в дырявый общий хлев, где за ней будет плохой уход.

Кто хочет узнать подробности – почитайте  Михаила Шолохова, «Поднятая  целина», там вовсе не про освоение целинных земель,  а про создание колхозов  в зажиточных казацких селах.

Ну, представьте, что от вас потребовали сдать всех ваших домашних питомцев в общий приют – типа, им там лучше будет, в коллективе.

Представили свои чувства?

Вот примерно то же самое испытывали крестьяне, когда им велели согнать свой скот в общую конюшню.

Они взбунтовались.  Случилось то самое знаменитое «чапанное восстание», в котором мой дед не участвовал только потому, что в это время жил на дальних лугах, на выпасе.

А когда вернулся- повстанцев уже повязали.

Дед  не спал всю ночь.  Сидел во дворе, чернее тучи.

А утром велел бабушке отвести  скотину в колхоз.

Бабушка заголосила, а дед прикрикнул на нее: «Не реви! Плетью обуха не перешибешь! Сотрут нас тут всех в порошок иначе».

И они были первые с улицы Крестьянской, кто отвел свою скотину в колхоз. Бабушка всегда плакала, когда вспоминала чуть ли не по именам  тех  коров,  лошадей и овец… И даже поросят и кур.

За ними потянулись и остальные – дед был на селе в авторитете.

А потом оказалось, что именно это спасло семью от раскулачивания- то, что дед первый подчинился коллективизации.

А Полину, младшую сестру бабушки , которая была замужем, раскулачили и сослали в Сибирь. Оттуда она вернулась уже пенсионеркой, в 60-е годы.

Из пятерых ее сыновей в живых остался только один.

Бабушка всегда плакала, когда вспоминала эту историю, что было непонятно мне, правоверной пионерке, воспитанной на фильмах « Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки».

Там была счастливая колхозная жизнь. А бабушка вспоминала, как плохо и голодно жилось в дырявом колхозном сарае их домашней скотине; как корова, вместо пяти ведер молока в день стала давато только одно.

Она даже спорила с моим папой , который работал в сельском хозяйстве, и иной жизни, кроме колхозной, не знал.

Бабушка слушала его восторженные рассказы про новые коровники и доильные аппараты, и спрашивала:А что же эти коровы молока дают, как козы?»

Но дальше этого вопроса  ее сарказм не распространялся, ибо сына надо слушать- мужик же!

 Бабушка  и с сыновьями никогда не спорила, даже если была не согласна.

Она была уверена, что «мужики лучше знают».

Вся ее жизнь подтверждала его правоту.

Может быть, поэтому у   нее было пять сыновей, и ни одной дочки.

От своих невесток она требовала такой же подчиненности мужу.

А невестки с этим были не согласны.

Моя мама вспоминала, как она приехала в 1953 году вместе с мужем, моим отцом, в бабушкин дом.

С одним фанерным  чемоданчиком в руках.

Бабушка строго спросила: «А где твое приданое?»

Этим она начала вечную войну с моей мамой.

Мама считала, что диплом о высшем образовании- вот ее приданое.

( И жизнь подтвердила, что мама была в этом права).

А бабушка, которая с шести лет вязала носки, ткала скатерти и собирала гусиный пух на перину – не могла понять, как без этого приданого можно приехать в дом мужа?

Уж у нее –то  в свое время был целый сундук с самодельными скатертями  и постельным бельем с подушками.

Ну, и с остальными невестками разговор был соответствующий.

Они тоже все были «бесприданницы», в бабушкином понимании. 

И даже мужья не могли защитить их от бабушкиного осуждения.

Поэтому все сыновья жили отдельно. У всех были или квартиры, или дома. И все было в порядке с подушками и скатертями.

Но отношения оставались напряженными.

Я хорошо помню, как нас , детей,  родители привозили к бабушке на лето. И тут же  старались побыстрее уехать.

Бабушка пекла для внуков блины по утрам, и говорила : Идите, ишьтя! (так она произносила слово «ешьте»).

И ставила перед братом плошку со сметаной.

Мы с двоюродной сестрой тянулись ложками в сметану, а она строго говорила : «Пущай мужик сначала поест»

Пятилетний «мужик» ел, а мы бунтовали.

Нет, сметана нам тоже перепадала. Но потом!

И так во всем- лучший кусок – мужику.

Лучшее место в телеге- мужику.

Кровать  в саду под яблоней – пущай мужик поспит.

Конечно,  роль мужика в крестьянском хозяйстве была очень велика. И самые трудные работы выполнялись мужчинами: Покос. Пахота. Сев. Дальние выпасы с лошадьми. Дрова из леса.

Бабушка вспоминала, как дед Федор поехал на покос, и надел новую  рубаху из холстины.

 Холстина - это такая очень плотная самодельная  льняная ткань.

Так вот, дед был на покосе две недели в этой самой рубахе.

А когда вернулся, бабушка начала стирать  рубаху , «а у нее спина-то и выпала! Изработалась!»

От пота рубаха сопрела и выносилась

И все мужики в бабушкином роду пахали так же.

бабушка и СССР