Мне часто приходится слышать от студентов, что анатомия – это сложный предмет. Казалось бы, чего тут сложного? Ведь в анатомии нет ни бездушных формул, как в математике, нет сложных логических построений, как в информатике, нет ни электрических или магнитных полей, которые, вроде, и есть, но увидеть их и, тем более, потрогать невозможно. А вот предмет изучения анатомии вполне осязаемый, крупный и наглядный – это орган или весь организм. Чтобы хорошо ответить, достаточно смотреть на объект и описывать, что ты видишь.
Только сложность в том и заключается, что описывать какой-либо орган надо профессиональным языком, т.е. с использованием официальной анатомической терминологии. А терминов этих может быть много, даже в пределах одной небольшой кости.
К сожалению, программа по анатомии предполагает изучение материала большими кусками. И если даже студенты сумеют выучить необходимый объем на одно занятие, то повторять его они уже не успевают. Ведь на следующее занятие надо учить еще, а потом еще и еще, и вся заученная информация быстро улетучивается из памяти практически бесследно.
Что же делать? Я хочу посоветовать знания по анатомии переносить на себя. Ведь мы изучаем анатомию ЧЕЛОВЕКА, а не абстрактного существа. И, если вы учите кости, то пропальпируйте кость в своем теле, найдите ее выступающие части, назовите их, поделитесь своими открытиями с родными. Если проходите мышцы, то изучите на себе их рельеф, найдите их контуры, решите для себя, как они называются. Возможно, что не у всех получится увидеть свой мышечный рельеф, тогда сделайте движение, которое описано в учебнике для этой мышцы, почувствуйте ее сокращение и работу. Если вы учите сосуды, то найдите пульс артерии в том месте, где описано ее прохождение.
Такой подход формирует не теоретическое, а клиническое мышление, и является предпосылкой для последующего понимания оперативной хирургии топографической анатомии.
А какие приемы запоминания используете (или использовали) вы при изучении анатомии?