Найти в Дзене
Две Войны

«Я же в душе не враг!»- какими были последние слова маршала Кулика перед расстрелом?

Оглавление

Григория Ивановича Кулика Сталин знал ещё с гражданской и ценил этого не очень образованного, но зато решительного и энергичного военачальника. Пиком карьеры стал для Кулика 1940-й год, когда после советско-финской войны он стал Героем Советского Союза и получил звание маршала.

Но Великая Отечественная стала для него цепью провалов.

«Маршал-катастрофа»

В июле 1941-го он выходил из окружения, выбросив документы и переодевшись в крестьянскую одежду. При этом маршал костерил Красную Армию и хвалил вермахт. Это вызвало негативную реакцию подчинённых и серию доносов на него.

В сентябре 1941 г. – принял командование 54-й отдельной армией, занимавшей позиции на реке Волхов, и по приказу Жукова повёл её в неподготовленное и сумбурное наступление. Оно окончилось полным крахом.

12 ноября 1941 года маршал Кулик прибыл в Керчь, имея чёткое указание Сталина: железной рукой восстановить дисциплину в потрёпанных и изрядно побитых немцами частях, организовать оборону и удержать город – как важный плацдарм в Крыму. С этой задачей Григорий Иванович на справился. Правда, не факт, что в тех условиях с ней справился бы кто-то другой.

Кулик в маршальской форме. Фото в свободном доступе.
Кулик в маршальской форме. Фото в свободном доступе.

Но Кулик без разрешения Ставки отдал приказ об эвакуации войск на Тамань. Эвакуация эта превратилась в паническое бегство. Кулик, в качестве представителя Ставки на Южном фронте, отбыл в Ростов-на-Дону. Который тоже вскоре был потерян.

Терпение Сталина лопнуло: в феврале 1942 года Кулик был разжалован в генерал-майоры и лишён наград (в том числе и звания Героя Советского Союза). К сдаче Керчи и Ростова-на-Дону присовокупили пьянство, развратный образ жизни и расхищение государственной собственности – грехи, которыми Григорий Иванович действительно страдал. Руководить войсками, участвующими в боевых действиях, ему уже больше не доверяли.

Как можно судить из дальнейших событий, после этого Кулик надолго озлобился, считая себя несправедливо пострадавшим. Награды ему в 1944 году вернули, и даже дали 4-й орден Красного Знамени – за выслугу лет. Но от прежнего веса и авторитета не осталось и следа

Сломанную карьеру Кулик не считал своей виной, и, по-прежнему считая себя другом Сталина, не стеснялся в оскорбительных выражениях по адресу многих советских военных и политических деятелей. Его недовольство многим надоело, и на Кулика после войны стали собирать компромат.

В том числе – привёз с фронта 5 легковых машин; присвоил себе в Крыму дачу с имуществом, а в Подмосковье согнал на строительство своего загородного дома красноармейцев. Уже ставшие традиционными пьянство, разврат, и т.д.

Кулик и Тимошенко. Фото в свободном доступе.
Кулик и Тимошенко. Фото в свободном доступе.

«Я же в душе не враг!»

В 1947 году Кулика арестовали вместе с двумя другими генералами – Гордовым и Рыбальченко, за «изменнические намерения и террористические угрозы». В основу обвинения легла магнитофонная запись, сделанная спецслужбами в гостинице «Москва».

На плёнке пьяные военачальники начали слишком откровенно разбирать негативные стороны советской действительности, ругать военных и политических руководителей СССР. Не Сталина, конечно. Но Берию, Булганина и других они обругали очень жёстко.

Все трое генералов в разные годы занимали высокие посты в армии. Гордов был Героем Советского Союза (3 апреля 1945 г.) Все трое были недовольны своим положением в послевоенном СССР; считали себя несправедливо «затёртыми» по службе, «обставленными» менее достойными коллегами-«выскочками». На Гордова имелся ещё один компромат: запись его разговора с женой, в котором пьяный военачальник оскорбительно выражался о военных и политических порядках в СССР.

В итоге, все трое пострадали за длинные языки на банальной пьянке в гостиничном номере. Кулика, Гордова и Рыбальченко обвинили в тяжких преступлениях: покушении на измену Родине; злобной клевете на советский строй, руководителей ВКП(б) и правительства; заявлениях о необходимости свержения советской власти.

🔵 Самое секретное советское наступление « Операция Марс»- чем всё закончилось?

Кулик в войсках. Фото в свободном доступе.
Кулик в войсках. Фото в свободном доступе.

Так пьяные и мало что значившие разговоры завершили жизненный путь генералов. После почти 3-х лет заключения, в 1950 году, их расстреляли. Кулику в день расстрела было 59 лет, Гордову – 53, Рыбальченко – 52.

В своём последнем слове бывший маршал горько раскаивался и просил прощения, откровенно заявляя:

«Я был озлоблен против Советского правительства и партии, и это меня привело на скамью подсудимых. Я допустил антисоветские высказывания, в чем каюсь, но прошу меня понять: я же в душе не враг! Я случайно попал в это болото, которое меня затянуло, я не мог выбраться из него».

Без сомнения, последние слова Кулика были откровенными и соответствующими истине. Григорий Иванович, в силу своих личных качеств, не был способен к командованию на высоких постах в армии, был пьяницей, развратником, казнокрадом. Но и расстрела он тоже не заслуживал. Никакой измены Родине и антисоветского заговора он не замышлял – это была просто пьяная болтовня обиженного на начальство человека. Поэтому реабилитация Кулика в 1957 году была справедливым решением.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!

А как Вы считаете, справедливо ли было решение о расстреле Кулика?