Найти в Дзене
Жизнь артиста в Дзене

Легендарная чета Фигнер. Жизнь на сцене

Николай Фигнер и Медея Мей на сцене.
Николай Фигнер и Медея Мей на сцене.

Дебют Николая Николаевича Фигнера и итальянской певицы Медеи Мей в 1887 году на сцене Императорской Мариинской оперы прошел с триумфальным успехом. Они пели в опере Дж. Мейербера «Гугеноты».

Николай Фигнер - Рауль, Медея Мей - Валентина в опере Дж. Мейербера "Гугеноты". Дивной красоты музыка, жанр "Большой оперы".
Николай Фигнер - Рауль, Медея Мей - Валентина в опере Дж. Мейербера "Гугеноты". Дивной красоты музыка, жанр "Большой оперы".

Надо сказать, что партия Рауля в этой опере невероятно сложная. Как все это удалось спеть Николаю Николаевичу – загадка для нас, его потомков. Певцы с мировыми именами находили здесь непреодолимые барьеры для своих вокальных данных, многие просто не брались за эту оперу.

Как с этим справился Фигнер со своим скромным голосом и «полным отсутствием таланта и вокальных данных» по единогласному мнению петербургских вокальных светил? – Это просто фантастика!!

Причем, надо не просто взять ту или иную высокую ноту и проорать ее, это должно быть красиво, это должно быть художественно убедительно и выдерживать сравнение с выдающимися итальянскими гастролерами, которых питерцы видели и слышали до Фигнера!

Николай Фигнер и Медея Мей в опере Дж. Мейербера "Гугеноты". Сюжет - средневековая Франция, события вокруг Варфоломеевской ночи.
Николай Фигнер и Медея Мей в опере Дж. Мейербера "Гугеноты". Сюжет - средневековая Франция, события вокруг Варфоломеевской ночи.

Как оказалось, с художественной убедительностью у Николая Николаевича здесь было все в порядке!! Это-то и поражает!!!

Вот воспоминания одного из сотен и сотен поклонников Николая Фигнера:

Господин Фигнер, если можно так выразиться, ошеломил своим всесторонним талантом, и театр от аплодисментов стонал в полном смысле этого слова. Даже великие мира сего так были увлечены, что, забыв свою обычную сдержанность, махали фуражками и кричали из своих лож: «Браво, Фигнер, молодец, Фигнер!» Я лично вышел из театра в сильно приподнятом настроении, побрел машинально по улицам, бессознательно дошел домой, пошел прямо к себе, бросился в подушки и не мог уснуть всю ночь. В таком возбужденном состоянии я был два дня. Два дня для меня совершенно не существовала обыденная жизнь; я ходил, как в чаду, передо мною кошмаром стоял Рауль, и мне казалось, что на всем свете нет для меня человека более близкого и более дорогого, как этот совсем мне чужой Н. Н. Фигнер.

Прекрасная Медея Мей, партнер Николая Фигнера по спектаклям, также имела большой и заслуженный успех, но, конечно, как иностранка, а ведь Фигнер был свой!

Солист Его Величества Николай Фигнер.
Солист Его Величества Николай Фигнер.

Интересно, что претерпевший много мытарств на пути к желанной цели Николай Николаевич после окончания второго в своей жизни дебютного спектакля на сцене Мариинской оперы, увидев бурю восторга, услышав грохот аплодисментов и рев восторженной публики, не выдержал нервного перенапряжения. Прямо на сцене, раскланиваясь, он упал в обморок. Его, бесчувственного, коллеги по сцене унесли за кулисы на руках. Через несколько минут, мертвенно бледный, дебютант показался перед продолжавшими бушевать зрителями. С этой минуты сценических неудач у него больше не было никогда, триумфы и успех словно преследовали его всю жизнь!!!

Тотчас с артистами был заключен контракт на неслыханно выгодных для них условиях. В то далекое время материальная сторона договора не была предметом коммерческой тайны, а, наоборот, показывала место, занимаемое артистом в иерархической лестнице, и сами премьеры и примадонны старались в газетах опубликовать условия своих сделок с Дирекцией театров. Так, в конце прошлого века наибольший оклад ведущих солистов Императорской Мариинской оперы составлял 12 тыс. руб. в год. А по вновь заключенному договору Николай Фигнер должен был в год получать 25 тыс. руб., а Медея Мей – 15 тыс. руб., что, конечно, было совершенно невероятно.

Медея Мей.
Медея Мей.

Умная и талантливая М. Мей прекрасно понимала все выгоды своего положения на Мариинской сцене – положение первой звезды театра и самой высокооплачиваемой и стабильно занятой в спектаклях актрисы.

Она достаточно быстро освоила русский язык и сразу же постаралась войти в русский репертуар Мариинской оперы:

Еще до моего дебюта я несколько раз слышала новую для меня русскую музыку в опере «Евгений Онегин». Я была очарована изящным благородным стилем музыки. И, конечно, далека от мысли, что именно эта опера будет первой русской оперой, которую мне придется петь. Мысль о том, что я останусь в России и буду русской певицей, мне и в голову не приходила. Непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной! Когда я приготовила партию Татьяны ... я попросила покойного Петра Ильича Чайковского дать мне указания.
В роли Татьяны в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин".
В роли Татьяны в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин".
Он несколько раз прослушал меня, но не сделал мне никаких замечаний и, когда я от этого пришла в отчаяние, сказал, что я именно та Татьяна, которую он всегда желал видеть в олицетворении артистки, и что ему нечего мне указать. Успех превзошел мои ожидания: я была позвана в Царскую ложу и удостоена самого милостивого и ласкового разговора Их Величеств; П. И. Чайковский лично благодарил меня, а пресса дала на другой день самые лестные для меня отзывы.

Положение в артистических кругах и в столичном обществе молодых певцов стало невероятно прочным и стабильным.

Спустя два года пылкий и безумно влюбленный в свою партнершу Николай Николаевич сделал ей предложение, и 8 февраля 1889 года состоялось бракосочетание Николая Фигнера и Медеи Мей.

Легендарная чета Фигнер.
Легендарная чета Фигнер.

Знаменитая «чета Фигнер» почти 15 лет украшала собой русскую оперную сцену, вдохновляла на творческие подвиги композиторов, поэтов, дирижеров. Весь артистический путь супругов сопровождался невиданным успехом у публики и прессы. Об этом свидетельствуют многочисленные мемуаристы, газеты и журналы того времени. Служба на Императорской Мариинской сцене четы Фигнер – это целая эпоха в истории русской музыкальной культуры. Сколько незабываемых мгновений истинного наслаждения подарили они тысячам и тысячам своих поклонников! Образы, созданные супругами на этой сцене – подлинная энциклопедия сценического и вокального мастерства.

Н. Фигнер - Ленский в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Вот такой образ, с бородой и усами.
Н. Фигнер - Ленский в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Вот такой образ, с бородой и усами.

Николай Фигнер, если можно так выразиться, был «всеяден». Ему был подвластен огромный диапазон персонажей и характеров – от чисто лирического, воздушного и печального Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского до грандиозного Отелло в опере Дж. Верди, требующего от певца колоссальной силы звука и громадного нервного напряжения.

Н. Фигнер - Отелло в опере Дж. Верди.
Н. Фигнер - Отелло в опере Дж. Верди.

Его безусловные сценические достижения, сводившие с ума не одно поколение меломанов – пылкие Ромео и Фауст в операх Ш. Гуно, трагедийно героический Рауль и патетический Иоанн Лейденский в «Гугенотах» и «Пророке» Дж. Мейербера, страшный в своей ревности Канио в «Паяцах» Р. Леонкавалло, жалкий и безумно влюбленный Хозе в опере Ж. Бизе «Кармен», романтический Дубровский в опере Э. Направника и, наконец, восторженный Водемон и совершенно сумасшедший Герман в операх П. И. Чайковского «Иоланта» и «Пиковая дама». Эти свои шедевры великий русский композитор создавал специально для знаменитой артистической четы.

О Германе Фигнера стоит рассказать особо – ведь он был первым! К тому же: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность»! Такими многозначительными строками предварил Пушкин свою «Пиковую даму».

Первый в истории Герман в опере П. И. Чайковского "Пиковая дама".
Первый в истории Герман в опере П. И. Чайковского "Пиковая дама".

Говорили, что на спектакли с участием Н. Фигнера, как на учебные лекции, ходили петербургские психиатры, многие приезжали специально ради этого даже из других городов.

В северную столицу как-то приехала ассистентка известного парижского врача. Ей посоветовали непременно сходить в оперу, посмотреть премьеру последнего сезона, новый шедевр П. И. Чайковского. Все меломаны были тогда без ума от Николая Фигнера в главной роли.

То, что увидела парижская гостья в этот вечер, превзошло все ее ожидания. В сцене в спальне графини, когда потрясенный Герман замирает у кресла только что умершей старухи, вместе с его безумным возгласом «три карты!!!» в зале Мариинской оперы вдруг раздался внезапный крик ужаса. «Я не сдержалась, – рассказывала потом парижанка, – это нечто удивительное, это сама жизнь, это развитие патологического сумасшедшего бреда!»

Геман - Николай Фигнер, Лиза - Медея Мей в опере "Пиковая дама" П. И. Чайковского. 1890 год.
Геман - Николай Фигнер, Лиза - Медея Мей в опере "Пиковая дама" П. И. Чайковского. 1890 год.

Роль эта создавалась Чайковским специально для Н. Н. Фигнера в расчете на его творческую индивидуальность и вместе с ним.

Поздравляем сердечно днем ангела. Очарованы партиями Лизы, Германа. Ждем, ждем Вас нетерпением, ибо необходимо свидеться интересах оперы. Вчера имел несчастье упасть с лошади; сломал себе плечо, палец. Это не помешает учить партию. Кланяемся, целуем Вас.
Фигнер

Это телеграмма П. И. Чайковскому от Николая Николаевича и его супруги.

Сам певец был очарован новой ролью, и даже бытовые неурядицы – следствие его горячности и всегдашней тяги к приключениям, о которых упоминают все мемуаристы, не могли помешать этой увлеченной работе.

П. И. Чайковский.
П. И. Чайковский.
Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии; говорит о ней со слезами на глазах, – хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям

– пишет Чайковский незадолго до премьеры оперы, которая состоялась 7 декабря 1890 года. Петр Ильич позже надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».

Как известно, Герман Чайковского отличается от Германа Пушкина. Если у классика русской поэзии главный герой «скрытен и честолюбив», «имел сильные страсти и огненное воображение», «твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости», то у великого композитора преображенный волшебной силой его таланта Герман любим и любит горячо и страстно, чисто по-человечески. Музыка Чайковского преобразила пушкинский образ и заставила взглянуть на него по-другому.

Характер и темперамент Н. Фигнера, особенности его природного дара как нельзя более подходили для воплощения этой роли, и он показал восхищенным современникам того Германа, каким увидел его автор музыкальной драмы.

-13

Успех новой оперы Чайковского рос от спектакля к спектаклю. И, если сразу после премьеры лавры победителя в основном доставались композитору, то на протяжении почти десяти лет – с 1890 по 1900 г. г. Фигнера в этой партии не мог превзойти никто.