Найти тему
Надежда Нога

Насилие в отношениях с детьми

Насилие в отношениях. Насилие по отношению к детям... Это на самом деле не такая простая тема. И она очень глубокая.

Что первое приходит на ум, когда мы говорим о насилии в отношении детей? Вот у вас что? 
Это может быть картинка порки розгами в стародавние времена. Или почти современный образ советского папаши, полирующего ремнём седалище любимого чада. Это может быть тарелка с манной кашей, над которой хнычет малыш. А рядом стоит грозная мама, "желающая добра - чтобы её ребёнок рос здоровым и сильным", которая не выпускает из-за стола без полного употребления внутрь этой самой каши... с комочками. Это может быть с виду смешная карикатура, изображающая ребёнка, прикованного цепями к фортепиано - дитяти хочется играть в футбол с друзьями, но он еще не высидел за инструментом положенные часы своего "развивающего полезного досуга". Это может быть: "Ты старшая. Я по делам, а ты сиди с братиком."  Наверняка у каждого найдутся подобные воспоминания или ассоциации.

Насилие сквозит во всём, что мы навязываем, исходя из своего ложного эго. Даже если это подарок, который не особо нужен одариваемому. Но это же даром! Почему он мнётся и не спешит брать? А если подумать - зачем ему устраивать дома склад ненужных вещей? И с какой стати он вообще "должен"?

Насилие совершается, когда мама навязывает свой вкус в одежде дочери. Насилие совершается, когда папа поддавливает в выборе спортивной секции. Насилие совершается, когда ребёнок вынужден присутствовать при каких-то совершенно неблагоприятных со стороны родителей сценах. Насилие совершается, когда не учитывается природа данного конкретного ребёнка, его способности и возможности, особенности его пола и возраста. Насилие совершается, когда 40 детей в классе обязаны одновременно заниматься пением, и им ещё за это оценки ставят. Насилие совершается, когда нет выбора. Пусть выбор не велик, по возможностям, но он нужен. Без посильного для ребёнка выбора сложно развить ответственность, волю, самоуважение, самостоятельность...

Насилие совершается, когда родитель говорит: "Смотри на меня, когда я с тобой разговариваю.", "Почему ты меня не слушаешь?", "Не сделал - значит сиди теперь дома, никуда не пойдёшь."
Эта грань между родительской ответственностью, родительским правом, нормальными границами позитива и насилием очень тонка. И, как обычно, главное - это внутренний посыл. Можно говорить строго, но с любовью, с искренним мотивом помочь. А можно говорить елейным голосом, уступать, внешне быть очень мягким, но манипулировать, обманывать, принуждать, так как цель - сделать ребёнка удобным для себя, добиться своей желаемой цели. И это будет скрытое насилие.

Стоит задуматься и понаблюдать за собой... Так почему ты меня не слушаешь?

20.03.2022