Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.
Ромен Роллан
На фоне всей литературы в XVIII веке в эпоху Просвещения поэзия скромнее представлена.
Господство рационализма в первой половине века мало благоприятствовало развитию лирического творчества. В известной мере сказалось и отрицательное отношение большинства просветителей к фольклору. Народные песни они воспринимали как «варварские звуки», они им казались примитивными, не отвечающими требованиям разума. И лишь в конце столетия выдвигаются поэты, вошедшие в мировую литературу: Бернс, Шиллер, А. Шенье, Гете.
Барокко уже не играет такой главенствующей роли, какую оно играло в XVII в. В литературе же чаще всего мы встречаемся лишь с запоздалыми отзвуками барокко (в лирике Гюнтера и Брокеса в Германии, в поэзии и драматургии драйденовской школы в Англии, во фьябах и особенно в комедиях плаща и шпаги, создаваемых К. Гоцци).
На смену барокко и классицизму приходит стиль рококо.
Рококо́. (франц. rococo, от rocaile – мелкие камешки, ракушки), художественный стиль, получивший развитие в изобразительном искусстве и литературе первой половины 18 в. Поэтический стиль рококо характеризуется изящностью, игрой слов, галантностью, граничащей с фривольностью, намёками и значимыми умолчаниями.
Для поэтического стиля рококо характерны изысканность формы, остроумная игра слов, декоративность пейзажа, недомолвки и намеки, иногда галантность граничит с фривольностью.
Однако рококо, так же как и породившее его барокко, не было внутренне единым направлением. Рассматривать рококо только как явление аристократическое было бы принципиально неверно. Для писателей Просвещения школа рококо нередко могла стать этапом в эмансипации чувственного. Какими-то гранями были близки просветителям и такие черты рококо, как гедонизм, эпатирование церковного ханжества. Поэтому отражение рококо мы обнаруживаем и в «Нескромных сокровищах» Дидро, и в «Орлеанской девственнице» Вольтера. Активно воспринимали традицию рококо Метастазио и Виланд; опыт рококо не прошел бесследно для молодого Гете.
Поэзия Англии XVIII века
В последней трети XVIII века ведущей в английской литературе является поэзия. Наряду с сентиментализмом в ней проявляются элементы нового направления – романтизма. Для поэтов-предромантиков характерен прежде всего интерес к устному народному творчеству. Они с увлечением собирают памятники фольклора (старинные баллады, песни, сказки, легенды).
Среди увлеченных собирателей фольклора был шотландский поэт, сын крестьянина, Джеймс Макферсон (1736–1796). В 1765 году Макферсон издал сборник старинных героических сказаний и песен, якобы принадлежащих древнекельтскому барду Оссиану, на самом деле представляющих талантливую стилизацию.
Блестящую стилизацию среднеанглийского языка XV века создал современник Макферсона Томас Чаттертон (1752–1770). Юному поэту удалось блестяще передать тональность и дух поэзии эпохи раннего Возрождения.
Наиболее значительной фигурой третьего периода английской литературы является великий шотландский поэт Роберт Бёрнс (1759–1796). Бёрнс отдал дань сентиментализму. Однако наиболее значительными были в его творчестве реалистические традиции английских просветителей.
В своих произведениях поэт стремился правдиво отразить жизнь и духовный облик народа, высказать социальный протест.
В поэзии Бёрнса выражена ненависть к сильным мира сего и горячая любовь к Родине, к простому народу, угнетаемому знатью, церковниками, буржуа («В горах мое сердце», «Шотландская слава», «Святая ярмарка» и др.).
Поэзия Германии XVIII века
Наиболее характерной для этого периода была деятельность Иоганна Христофа Готшеда (1700–1766) – вождя немецкого классицизма.
Параллельно с классицизмом Готшеда развиваются поэзия барокко (Гюнтер) и рококо (Хагедорн), утопический роман (Шнабель).
Немецкая литература XVIII в., пожалуй, в наибольшей степени опровергает мнение об этом веке как об эпохе, тяготевшей преимущественно к прозаическим жанрам, как об эпохе романа. Достижения немецкого XVIII в. в области поэтических форм, и прежде всего в лирике, столь значительны, что они во многом обусловили поиски и новации лирической поэзии XIX–XX вв., и не только немецкой. Кроме того, некоторые вершинные явления немецкой литературы XVIII в., как, например, «Фауст» Гёте, синтезируют все три рода поэзии в широком понимании этого слова, оставаясь вместе с тем прежде всего поэзией, т. е. стихотворным произведением. Вместе со всей немецкой литературой поэзия претерпевает определенную эволюцию по ходу века – от Раннего Просвещения (1690-1740-е гг.) к Зрелому (1750-60-е гг.) и Позднему, представленному штюрмерством (1770-е – середина 80-х гг.) и «веймарской классикой» (середина 1780-х гг. – первая треть XIX в., до смерти Гёте в 1832 г.). При этом именно в поэзии, и прежде всего лирической, наиболее чувствительной к изменениям социокультурной ситуации, духовной атмосферы общества, раньше всего фиксируются перемены в художественных тенденциях в целом.
Поэзия Испании XVIII века
В 1737 году Игнасио де Лузан собрал эстетические идеи неоклассицизма в своей Поэтике. Этот стиль преобладал в Испании, навязывая критерии полезности и служения человечеству наряду со стремлением к эстетическому удовольствию.
Неоклассическая поэзия касалась исторических, жанровых и сатирических тем. В варианте Рококо, более роскошном и богато украшенном, преобладали пасторальные темы, возвышавшие удовольствие и галантную любовь. Типичными формами были оды, послания, элегии и романсы.
Важными именами в испанской поэзии являются Хуан Мелендес Вальдес, ведущий испанский представитель Рококо, Николас Фернандес де Моратин и баснописцы Томас де Ириарте и Феликс Мария де Саманиего.
Поэзия Италии XVIII века
Из выдающихся учёных XVIII века Муратори посвящал часть времени изящной словесности и написал рассуждение «О хорошем вкусе и о совершённой поэзии». Ещё один историк того времени, Маффеи, занимался и литературой. Его трагедия «Меропе» — подражание классическому вкусу французов XVIII века.
Ряд известных драматических писателей XVIII века начинает Антонио-Доминико Трапасси, прозванный Метастазио. В его поэзии царят умеренность и поверхностность, хороший вкус и элегантность формы. Нет ни исторического замысла, ни потрясающего трагизма, вообще ничего такого, что выходило бы за пределы приятного и спокойно увлекательного.
Первые, весьма робкие попытки реформы литературы предпринимаются еще в конце XVII в. В 1690 г. в Риме артисты — любители литературы, поэты и ученые-филологи Крешимбери, Гравина и др. создали литературную академию Аркадия. Они поставили своей целью борьбу против «маринизма», итальянского варианта поэзии барокко, отличавшегося крайней изощренностью и сложностью поэтической формы. Этой поэзии они противопоставили нормативную поэтику классицизма, особо стремясь искусственно поддержать давнюю пасторальную традицию.
Карло Гоцци (Carlo Gozzi, 1720–1806), идейный противник Гольдони на венецианской сцене, создатель нового литературного жанра — «фьябы», или театральной сказки, был также уроженцем Венеции. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду графов Гоцци. С юных лет Гоцци увлекался литературой, его привлекала итальянская поэзия Возрождения, особенно творчество бурлескных поэтов Пульчи и Буркьелло. Он пишет несколько комических поэм: «Дон Кихот», «Моральная философия» и др.
#история #новая история #история 17 век #поэзия #литература #англия #франция