Этот отчет будет из трех частей. Сейчас Вы читаете первую.
Вторая часть здесь, третья часть - здесь.
В прошлые выходные поехал до горячего источника "Акварель", что недалеко от г. Туринска. Источник хороший, йодо-бромный и нравится мне гораздо больше, чем его тюменские аналоги. Плавать по морозу в горячей воде прикольно и иногда полезно, поэтому каждую зиму стараюсь пару таких заплывов осуществить.
Дорога до Туринска из Екатеринбурга пролегает через славный г. Ирбит, когда-то бывшей ярмарочной столицы России. Его процветание было связано с близостью к Бабиновской дороге, соединявшей Прикамье (а значит, всю Центральную Россию) и Сибирь и с конца XVI века являвшейся единственным официальным торговым маршрутом. Только по ней был разрешен проезд служивых и торговых людей, провоз товаров и государственной почты с денежной и меховой казной. Тех, кто пытался ввезти товары в обход таможни, расположенной в городе Верхотурье, били кнутом с полной конфискацией имущества.
Потом построили Сибирский тракт, и товаропоток вместе с таможней переместился в Екатеринбург. К концу XVIII века Бабиновская дорога была закрыта, и все ямские деревни, а также расположенные на дороге города, включая Верхотурье, Ирбит и Туринск стали медленно хиреть. Сейчас дороги как объекта материального мира не существует, а некоторые участки, где она ранее проходила, непреодолимы для техники.
Новый импульс развития Ирбит получил в 1941 году, когда в город был эвакуирован Московский мотоциклетный завод. Уверен, все знают тяжелые мотоциклы "Урал" с коляской — так вот их делали (и делают до сих пор) именно здесь. Но обо всем по порядку.
В свое время при заводе был создан музей, который ныне находится на государственном балансе.
От большой любви к мотоциклетной технике в этом музее я был дважды — в 2016 году и на прошлой неделе. За это время внутри почти ничего не поменялось, разве что синюю ограждающую ленту поменяли на красную, что видно на фотографиях. Вход с носа — 100 рублей, плюс еще сотка за пофоткать. Музей в воскресенье не работает, что есть собачий бред, ибо в другое время из Екатеринбурга сюда никто не поедет, а населением окрестных деревень, даже если собрать их всех вместе и принудительно гонять по экспозиции три раза в неделю, проходимость не обеспечить. Но музею виднее, как зарабатывать деньги.
Первый зал посвящен военному времени — когда эвакуированный завод приехал в Ирбит. Новое производство разместилось на площадях пивоваренного завода. На стенах висят фотографии зданий с пояснениями, где и что находилось. Например, сборочный и механический цех заехали в солодовню, термический цех — в варочное отделение. Но пивоварня все вместить не могла, а потому часть производства разместили на Ирбитском автоприцепном заводе. Под моторный цех отдали клуб АПЗ, под цех коробки передач — цех походных кухонь, под инструментальные мастерские — метизный цех.
Как известно, бурное развитие бронетанковой техники в начале 20 века остро поставило вопрос о повышении мобильности пехотных частей, подразделений связи и разведки. Пехотный транспорт должен был не уступать в скорости танкам, быть способен передвигаться по разбитым гусеницами дорогам, перевозить амуницию и боеприпасы. Автомобили тех лет для решения данных задач не годились, ведь нормальный полный привод начался, как мы знаем, только с Willys MB. Поэтому на роль такого транспорта оборонные ведомства всех стран рассматривали, в первую очередь, мощные тяжелые мотоциклы с коляской.
В начале экспозиции представлены образцы мототехники наших соседей по внешнеполитическому процессу, которые могли бы стать прототипом для единого мотоцикла Красной Армии.
Вот, например, американский Harley Davidson WLA 42 для разведчиков, поставлявшийся в СССР по Лэнд-Лизу. Мотоцикл оснащен двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 738 куб. см мощностью 25 л.с. Применен воздушный фильтр с масляной ванной, сапуны новой конструкции. Заднее колесо жестко закреплено на раме, передняя вилка — короткорычажная, коробка передач — 3 ступенчатая, привод цепью. Машина имела отличную тягу на низких оборотах, хорошую управляемость и внушительную максимальную скорость в 112 км/час.
На Харлей установлены грязезащитные щитки, плоские подножки, удобный широкий руль с наклоненными вниз рукоятками, багажник для радиостанции, патронный ящик и крепеж под кофр для пистолета-пулемета Томпсона. В отличие от гражданской версии мотоцикл окрашен в актуальный хаки.
Изначально Харлей проектировался как сольник. Но для нужд Красной Армии машина была усовершенствована — наши мастера привинтили коляску от мотоцикла М-72, чтобы можно было кататься с друзьями. Аппарат шикарен, чего там говорить. Разве что второй горшок имеет свойство поджаривать наезднику самое дорогое, да и вибраций от мотора много. Но выглядит и звучит просто бомбически!
Рядом стоит Royal Enfield J 1936 года выпуска. Модель имеет жесткую подвеску заднего колеса, цепной привод и систему смазки с сухим картером. Машина использовалась британской военщиной для решения задач разведки и связи и для работы с коляской не предназначалась.
Двигатель одноцилиндровый, объемом 488 куб. см мощностью 20 л.с. Максимальная скорость — 105 км/час. В целом, британская техника того периода уступала по своим характеристикам немецкой и американской, была довольно нежной, сложной в производстве и капризной в обслуживании.
Одно дело, гонять по кафешкам где-нибудь в Манчестере, другое — тащить партийный архив по белорусскому болоту. Поэтому наши товарищи на Энфилд посмотрели, но в армию не взяли.
Далее идет техника Вермахта.
Мотоцикл NSU OSL 601 c прогрессивным на тот момент верхнеклапанным двигателем, к разработке которого приложил руку английский конструктор Уолтер Мур из компании Norton. Аббравеатура OSL расшифровывается как "Жаркий. Зимний. Твой" "Верхнеклапанный. Спортивный. Люксовый". Одноцилиндровый двигатель имеет объем 600 куб. см и мощность в 24 л.с. при 5000 об./мин, модный алюминиевый цилиндр вместо чугуниевого. Технические новшества позволяли мотоциклу конкурировать с продукцией мастодонтов Zundapp, BMW и DKW. Благодаря скорости и малому весу этот мотоцикл применялся в подразделениях связи. Нужно сказать, что в музее представлена странная версия — с хромированными гражданскими глушителем и баком (вместо черных), но с армейским вторым пассажирским сиденьем.
Следующий — Zundapp K-500. Двигатель двухцилиндровый, оппозитный, объемом 500 куб. см и мощностью 16 л.с. Жесткая задняя подвеска, параллелограммная передняя вилка, штампованная рама, ручное переключение передач. Буква К в названии обозначает карданную передачу. Вообще, этот Цундапп и соседний BMW R-12 — близнецы, как Урал и Днiпро. БМВ при этом считался более современным и технологичным, Цундапп — простым и неубиваемым.
В линейке Zundapp K были еще модели с 400 и 600 кубовыми двигателями, но спросом они не пользовались и были быстро сняты с производства. Остался только этот поллитровый, который выпускался с 1933 по 1939 годы.
Легендарный BMW R-12. Схожесть конструкции с предыдущим экспонатом объясняется тем, что компании Цундапп удалось переманить главного инженера из БМВ. Но есть и отличия — на мотоцикле впервые в мире применена телескопическая передняя вилка. Четырехступенчатая коробка передач с ручным переключением, сцепление сухое двухдисковое, взаимозаменяемые колеса. Двигатель двухцилиндровый оппозитный объемом 750 куб. см мощностью 18 л.с. Аппарат не имел привода на колесо коляски, что отрицательно сказывалось на езде по бездорожью. Уже в 1938 году BMW R-12 был практически вытеснен моделями R61 и R71.
Итак, BMW R-71. Нижнеклапанный двигатель объемом 750 куб. см получил индивидуальные карбюраторы Graetzin G24 на каждый цилиндр и прибавку в мощности до 22 л.с. Сцепление сухое однодисковое, коробка передач четырехступенчатая, карданная передача. Передняя подвеска — телескопическая вилка с регулируемой жесткостью, инновационная свечная подвеска заднего колеса. Раму изготовили дуплексной из цельнотянутых труб переменного и эллипсоидного сечения, что дало прибавку к жесткости на кручение по сравнению с тяжеленной штампованной рамой.
Экспонат, который стоит в музее, уникален. Это один из пяти мотоциклов, закупленных перед войной в Швеции и в обстановке секретности переправленных в Москву для изучения конструкции. Живая история. Те, кто скажет "Фсе было содрано с запада!111" — попробуйте сделать также. То есть купите что-нибудь, додумайтесь, как это разобрать, поймите, для чего нужны и как работают все детали, снимите размеры, перенесите на чертеж, проведите исследования химического состава материалов и покрытий, соберите назад, спроектируйте завод, на котором это можно будет повторить, обучите людей. Не так уж и просто, правда? В фондохранилище музея стоит Ямаха 1980 года (если не ошибаюсь), поступившая на ИМЗ для изучения конструкции. Мастер, который ее разобрал, ушел в отпуск, за него собирали другие. Тот мотоцикл после сборки так и не завелся)
Понятно, почему для копирования выбрали БМВ R-71 — один из наиболее современных по конструкции, надежный, прет на малых оборотах, с коляской. Ради технологичности и снижения себестоимости в конструкцию внесли некоторые изменения, например, из рамы убрали эллипсоидные элементы. Машина получила индекс М-72. Для Красной Армии машину красили в хаки, ставили бак объемом 22 литра вместо родных 14. В штатную комплектацию входил поворотный биксенон верлюг для пулемета ДП-27, патронные ящики, устройства светомаскировки.
Поначалу производство М-72 в Ирбите осуществлялось путем сборки из поступавших из Москвы машинокомплектов. Первая партия мотоциклов была выпущена 25 февраля 1942 года. Моторный цех и цех коробки передач заработали в июне 1942 года, литейный цех — в августе 1943 года. Тем не менее, выпуск ИМЗ мотоциклов М-72 в 1942 году составил 1600 единиц.
Отмечались сложности с подачей на производство электрической энергии, несвоевременная поставка комплектации, отсутствие необходимого инструмента, необеспеченность завода транспортом (в распоряжении имелось всего 3 грузовых машины), плохое состояние подъездных путей. С 1941 года коляску для М-72 по кооперации выпускал Горьковский автомобильный завод. Готовые коляски сначала отправлялись в Москву и только потом — в Ирбит. Тем не менее, к середине 1943 года удалось наладить ритмичность производства, предприятие перешло на выпуск полного цикла. Всего за годы войны заводом было выпущено 9799 мотоциклов.
Отдельный стенд посвящен вкладу завода в формирование Уральского добровольческого танкового корпуса (далее — УДТК, стенд на фото справа). Это единственное в мире танковое соединение, которое было создано на негосударственные средства — взносы жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской областей (ныне Пермский край). Сверхурочным трудом корпус был укомплектован всем необходимым — от формы до танков Т-34. В состав корпуса вошли 88-й отдельный разведывательный мотоциклетный батальон (далее — 88 ОМЦБ), 30-я мотострелковая бригада вместе с 1-м мотоциклетным батальоном. Для их формирования ИМЗ сверх плана было выпущено 106 мотоциклов М-72.
Готовые мотоциклы отправлялись для обкатки в г. Свердловск (ныне — Екатеринбург), которая проходила на территории современного ЦПК и О имени Маяковского. Сейчас на месте, где будущие бойцы 88 ОМЦБ проходили подготовку, установлена памятная стелла в виде мотоциклетного колеса.
88 ОМЦБ помимо мотоциклов М-72 был укомплектован бронеавтомобилями БА-64 Горьковского автозавода. Численность батальона составила 285 человек премущественно из рабочих заводов г. Свердловска и Свердловской области. Перед батальоном ставились задачи ведения разведки подходов противника, поиск удобных мест для переправы танков, разведка огневых противотанковых средств противника, диверсионные операции на объектах инфраструктуры противника.
88 ОМЦБ получил боевое крещение 27 июля 1943 года в ходе боевых действий на Орловском плацдарме в составе УДТК. Приказом НКО СССР № 0306 от 23 октября 1943 года было присвоено гвардейское звание, и он был переименован в 7-й гвардейский отдельный мотоциклетный батальон (далее — 7 ОМЦБ).
За участие в Львовско-Сандомирской операции и участие в освобождении города Львова 27 июля 1943 года 7-й ОМЦБ был награждён орденом Красной Звезды.
В ходе Пражской операции. 7-му ОМЦБ была поставлена задача: вести непрерывную разведку по маршруту движения УДТК на прорыв к Праге. 9 мая 1945 года город был освобожден.
За участие в освобождении Праги приказом Верховного Главнокомандующего от 11 июня 1945 года № 01115 батальон был удостоен почетного наименования «Пражский». Таким образом, его полное наименование стало звучать "7-й гвардейский отдельный мотоциклетный Пражский орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды батальон".
Нужно сказать, что для бойцов УДТК на Златоустовском инструментальном комбинате было выпущено 3356 финок, отличавшихся черными ручками и черными ножнами, вороненой гардой. В остальном нож совершенно обычный, с клинком из углеродистой легированной стали 50Х15МФ, деревянной ручкой. В спецификации обозначался как НА-40/43. На модный нож обратила внимание немецкая разведка, что отдельно подчеркивалось в донесениях.
Что характерно, немцам не понравился вкус уральской стали. По аналогии с морской пехотой, которую немцы называли "черной смертью" за черные бушлаты, УДТК получил прозвище Schwarzmesser panzer division — Дивизия черных ножей.
Это же название взял себе и учрежденный в 2002 году мотоклуб — организация любителей мотоциклетного спорта и туризма. Байкеры из "Черных ножей" каждый год ездят в Ирбит на байк-рок-фест, участвуют в мероприятиях по увековечиванию памяти УДТК. В этом году корпусу, кстати, исполняется 75 лет.
Рядом с 71-й моделью стоит BMW R-75, который многими считается лучшим мотоциклом времен Второй мировой войны. Как и 71-я модель он имеет телескопическую переднюю вилку, но имеет ряд существенных отличий. Во первых — двигатель при той же кубатуре в 750 куб. см мощнее на 4 лошадиные силы (26 л.с. против 22 л.с.), верхнеклапанный, коромысла клапанов имеют отдельные крышки, в системе зажигания использовано магнето с автоматической регулировкой угла опережения. Коробка передач получила передачу заднего хода, в трансмиссию добавлен понижающий редуктор — мотоцикл имеет 4 прямых и 4 пониженных передачи. Применен гидравлический привод тормозов.
В соответствии с требованиям Вермахта R-75 был частично унифицирован с другим основным мотоциклом — Zundapp KS750. От него БМВ получил привод на колесо коляски через дифференциал с механизмом блокировки. Однако конкуренция и стремление производителей скрыть свои ноу-хау сослужила здесь плохую службу — разунификация по двигателям и трансмиссии не позволяла быстро ремонтировать вышедшую из строя технику, отрицательно сказывалась на стоимости производства, что неприемлемо в условиях крупномасштабной войны.
BMW R-75 использовался в составе разведывательных или отдельных мотоциклетно-стрелковых частей, был одним из главных видов транспорта немецких воздушно-десантных войск. К месту высадки его доставляли на внешней подвеске самолетов и на грузовых планерах.
Мотоцикл изначально рассчитывался на буксировку прицепа массой 350 кг или противотанкового орудия PAK 37/38. Прицепы можно было даже составлять паровозиком. Но в российских условиях, как показала практика, с буксировкой не заладилось. Даже с приводом на коляску при движении по глине, чернозему или стерне под низко расположенные крылья забивались кучи г*вна, которое намертво блокировало колеса. При движении с груженым прицепом ситуация ухудшалось тем, что переднее колесо отрывалось от земли и мотоцикл терял управляемость.
Справедливости ради отмечу, что подобные проблемы испытывали и другие мотоциклы, включая М-72. Но как я уже говорил, эпоха полноприводных автомобилей только начиналась, а потому все радостно таскали мотики на руках.
Гораздо лучше дела с перевозкой прицепов пошли в Африке у Роммеля, где по песку R-75 пер не останавливаясь. Африканский вариант "Сахара" отличал пустынный окрас, воздушный фильтр с дополнительным фильтрующим элементом. Потом, правда, у Роммеля кончился бензин. Под впечатлением от R-75 американская военщина даже заставила сделать оппозитный Харлей, но это уже совсем другая история.
Тем временем мы завершаем осмотр первого зала и переходим во второй, где представлена послевоенная эволюция техники ИМЗ.
Вот одно фото для затравки:
Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение)
Телеграм (общение и live): https://t.me/grosstractor
Rutube (много видео про УАЗик и путешествия): https://rutube.ru/channel/23968383/
Этот пост был ранее опубликован мною на Драйв2. Резервное копирование выполнено в связи с недружественными действиями Империи лжи и Империи ржи.
#уаз #авто #nature #russia #travel #путешествия #мото
#мотоцикл урал
#ирбит
#мотоциклетный музей ирбит