Внешнеполитическая линия Японии в международных делах полностью транслируется Вашингтоном и не соответствует интересам японского народа, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. «Абсолютно четко мы видим отсутствие собственной внешнеполитической линии у Японии в международных делах. Эта линия диктуется только Вашингтоном, она просто надиктовывается, она не формулируется в Токио с точки зрения национальных интересов, с точки зрения добрососедства, она формулируется за Токио, спускается просто в виде готового решения», – отметила она. Далее, убеждена Захарова, японское руководство только озвучивает и пытается так или иначе реализовывать спущенные ему инструкции.
М. Захарова также напомнила, что ранее у России и Японии была хорошая программа взаимодействия и сотрудничества, включающая экономическое, гуманитарное и финансовое направление и учитывающая интересы Японии. «Мы наметили этот план несколько лет назад. Все это просто превратилось в неактуальную повестку не для нас, а именно для японской стороны просто из-за того, что это не устраивало в первую очередь, конечно, Вашингтон», – отметила она.
Очевидно, это заявление стало ответом на ранее опубликованный пресс-службой Министерства экономики, торговли и промышленности Японии обновленный список товаров и технологий, экспорт которых запрещен в Россию. Число товаров и технологий в нем увеличилось с 57 до 300. Среди наименований того, что запрещено теперь экспортировать в Россию, – полупроводники, телекоммуникационное оборудование, средства связи, продукция военного назначения, программное обеспечение, продукция в сфере атомной энергетики и химической промышленности. Кроме того, вводятся новые санкции против «Рособоронэкспорта», Объединенной авиастроительной корпорации, компаний «МиГ», «Туполев», «Вертолеты России», ФСБ, СВР – всего 49 организаций.
Кроме того, Токио заявил о намерении лишить Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле.
Ранее Япония заморозила активы ряда российских банков, запретила экспорт в Россию оборудования для нефтепереработки, ввела персональные ограничения в отношении руководства России, включая Владимира Путина, главу МИД Сергея Лаврова, министра обороны Сергея Шойгу, зампредседателя Совета безопасности Дмитрия Медведева, начальника Генштаба ВС Валерия Герасимова и секретаря Совета безопасности Николая Патрушева.
Впрочем, стоит отметить, что Токио при этом не спешит вводить чувствительные для себя санкции, в частности против российских нефти и газа. Даже несмотря на незначительную долю России в импорте энергоносителей (около 3,6% – нефть, 8,4% – газ).
«Я бы хотел воздержаться от ответа, так как это – часть дипломатических переговоров. Но наша страна в плане усиления международных экономических санкций против России относится с пониманием, что один из национальных интересов, которые необходимо защищать, – это стабильные поставки энергии и обеспечение (энергетической) безопасности. А потому будем действовать соответствующим образом, тесно взаимодействуя с мировым сообществом, в первую очередь со странами G7», – заявил генеральный секретарь правительства Хирокадзу Мацуно.
А вот бывший чиновник – экс-министр экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко выразился куда более откровенно. По его словам, отказ от поставок российских энергоносителей и от участия в ключевых российских проектах по сжижению природного газа, которого требует от Японии Вашингтон, это самоубийство. Он также отметил, что выход Японии из российских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», долями в которых владеют японские компании и государство, приведет к сокращению поставок СПГ, чем воспользуется Китай.
Впрочем, это, очевидно, в Японии понимают и без него. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi заявили о продолжении участия в проекте «Сахалин-2».
Тем не менее не стоит переоценивать прагматизм японцев. До этого мы слишком переоценили прагматизм немцев, которые, к слову, куда больше зависят от российского газа. В разы больше. И что? В итоге «Северный поток – 2» заморожен, а немецкие компании начинают отказываться от покупки газа из России. Оказывается, весь хваленый немецкий прагматизм, все разговоры о священных интересах бизнеса – все это оказалось бессильным перед давлением Вашингтона. А ведь речь идет уже даже не об интересах бизнеса. Отказ от российских нефти и газа – это проблемы с электрогенерацией, удар по всей промышленности Германии, взлет инфляции и цен абсолютно на все товары, рост социального недовольства. Речь уже о национальной безопасности. Но, кажется, немцев «петух» еще должным образом не клюнул.
Кстати, что общего у Германии и Японии? Правильно. Обе страны по факту являются оккупированными США территориями, о степени зависимости их властей от воли США ходят легенды.
Тут, кстати, стоит напомнить, что в вопросах импорта газа и нефти США давили на союзников еще во времена СССР, «рекомендуя» им ограничивать объем энергоносителей, закупаемых у нашей страны, 10% общего потребления якобы ради того, чтобы не попадать в зависимость от Москвы.
И, конечно, нельзя не упомянуть главное яблоко раздора между Москвой и Токио – Курилы.
Напомню, что, подписав капитуляцию осенью 1945-го, Япония автоматически признавала все территориальные потери в результате Второй мировой войны. Далее был Сан-Францисский мирный договор, по условиям которого Япония признавала утрату своего суверенитета над Тайванем и Пескадорскими островами, Парасельскими островами и островами Спратли, над Кореей, а также отказалась от «всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов», которые получила по итогам русско-японской войны в 1905 году.
Это потом уже в Токио начали говорить, что, мол, СССР договор в Сан-Франциско не подписал из-за неприглашения Китая, а значит, СССР этот договор не касается. Вскоре после Сан-Франциско у Токио возникли территориальные претензии к Советскому Союзу. Сами вдруг придумали или все же кто-то подсказал? Ответ очевиден.
Потом была знаменитая декларация 1956 года, которую японцы сегодня также очень любят вспоминать и согласно которой Москва была готова в порядке доброй воли передать Токио два острова. Что имелось в виду под «доброй волей», тогдашний руководитель СССР Н. Хрущев не скрывал: это вывод с территории Японии американских баз и гарантии того, что американские военные никогда не вступят на землю Курил. США такие соглашения были бы крайне невыгодны, потому они вынудили японцев от них отказаться. Согласно наиболее распространенной среди историков точки зрения, они попросту пригрозили не отдавать японцам контроль над Окинавой, если те согласятся на условия СССР. Так в требованиях Токио появилась формулировка, согласно которой двух островов мало, нужны все четыре. Абсолютная нереалистичность этого требования для американцев стала гарантией того, что их базы из Японии никуда не денутся. А для японцев означала фактическое закрытие окна возможностей по решению территориального спора с СССР.
Это окно, казалось, вновь приоткрылось уже в XXI веке, когда в руководстве России кое-кто всерьез поверил, что Япония может дать столь необходимые Дальнему Востоку инвестиции в обмен на острова (не обязательно речь шла об их передаче под суверенитет Японии, возможно, имелась в виду аренда или еще какая формула). Тогда-то и заговорили о возвращении к документу 1956 года и о совместной хозяйственной деятельности двух стран на островах.
Однако Токио отказывался вести такую деятельность на условиях, отличных от его собственных, т. е. совместная деятельность должна была вестись по японским законам, что на практике означало бы фактическую смену суверенитета островов. Кроме того, японские политики и СМИ допустили ряд неприемлемых высказываний, подтверждающих их уверенность в скором получении контроля над Курилами, что привело к взрыву возмущения в российском обществе. В конечном итоге нажим Токио подтолкнул российский политикум к принятию поправок в Конституцию, запрещающих даже разговоры о передаче территорий.
Надо сказать, что и это не охладило пыл самураев, и наши предложения по совместной деятельности они просто игнорировали. В результате у Москвы лопнуло терпение, и прошлой осенью Владимир Путин освободил бизнес на Курилах от налогов, фактически пригласив на острова всех желающих.
Это, правда, оставляло возможности для японцев прийти на острова наравне со всеми. Но это означало бы для Токио признание фиаско с возвратом островов. Поэтому японские власти нашли другую причину: совместная деятельность с Россией сейчас невозможна из-за Украины, заявил премьер Японии Фумио Кисида.
Можно не сомневаться, что все эти заявления и шаги делаются под давлением Вашингтона. Напомню, в начале февраля посол США в Японии Рам Эмануэль заявил о поддержке Токио по вопросу территориальной принадлежности Южных Курильских островов. «Хочу вновь прояснить: США поддерживают позицию Японии по вопросу северных территорий и признают японский суверенитет над четырьмя спорными островами с 1950-х годов. Наши волнения относительно действий России не новы. К сожалению, тот факт, что Россия пренебрегает суверенитетом других стран, тоже не нов», – сказал он в видеообращении в Twitter.
Очевидно, что эти слова придали уверенности японским «ястребам». Спустя несколько дней после начала российской спецоперации на Украине директор департамента Европы японского МИД Хидэки Уяма заявил, что Россия оккупировала южную часть Курильских островов, а это противоречит международному праву, как и нападение на Украину. А спустя еще несколько дней уже министр иностранных дел Ёсимаса Хаяси назвал Курилы «исконно японскими».
Понятно, что у японцев по поводу островов «фантомные боли», но обратим внимание, как риторика резко ужесточается всякий раз после выражения поддержки со стороны США или общего обострения русофобии в мире.
Итак, про совместную деятельность с РФ в Токио сами все решили. Неплохо было бы нам запустить на Курилы китайские компании, чтобы японцам мозги вправить. Они ведь сами боятся, что отказ от российских нефти и газа усилит КНР. Почему бы не посодействовать реализации этих фобий?
Наконец, можно расторгнуть соглашение о беспрецедентной ловле рыбы и добыче морепродуктов в территориальных водах РФ. Это соглашение было заключено еще при Ельцине и, как и все международные соглашения того времени, было односторонним, давало нашим «партнерам» преимущества, а нам же – сплошные убытки.
Сегодня пришло время исправлять ошибки прошлого. Русофобы по всему миру должны осознать, что русофобия – это очень дорогое удовольствие. И для японцев не должно быть никаких исключений.
Оригинал статьи размещен здесь