Приветствую, друзья. На днях у нас была очередная годовщина одного из событий Великой Отечественной войны. События, прямо скажем, не самое позитивное. 22 марта 1943 года фашистами была уничтожена белорусская деревня Хатынь, ставшая в итоге символом зверств нацистов на нашей земле. Причем, что самое интересное, уничтожена Хатынь была не столько немцами, сколько 118-м карательным батальоном, состоявшим, в основном, из жителей западной Украины. На днях, накануне данного события, наткнулся на архивные интервью бывших сотрудников КГБ, которые рассказали, как они пытались вычислить карателей и привлечь их к ответственности. Рассказы довольно интересные - как вычисляли, как допрашивали, возили в Беларусь, не могу не поделиться в общем.
"Целых 30 лет, после злодеяний в Хатыни, так и не были установлены истинные виновники этих событий. И вот, нашему управлению поступил запрос из Беларуси с просьбой допросить некоего Сахно по факту убийства старосты-подпольщика и на предмет возможного участия в уничтожении Хатыни. Степан Сахно жил тогда в Самаре, работал на заводе. Он был нам известен, мы им плотно занимались, знали, что он был причастен к службе в рядах карателей, но, не знали, чем конкретно и где он занимался. Знали только, что служил в 118-м карательном батальоне СС, а о конкретной преступной деятельности известно не было. Мы посылали запросы везде, в том числе и в Беларусь, но, ничего. И вот, в 1973 году нам поступает запрос допросить его".
Для справки. 118-й карательный батальон СС был сформирован в Киеве в 1942 году. Состоял он из украинских националистов, в основном жителей западных областей, которые быстро переметнулись на сторону фашистов, прошли обучение в немецких центрах подготовки коллаборационистов и присягнули на верность Гитлеру. Самой известной карательной операцией, до Хатыни, было массовое уничтожение евреев в Бабьем Яру, это в Киеве. Это тот самый момент, который Зеленский приписывает Красной армии. Тогда было расстреляно несколько тысяч как евреев, так и обычных мирных киевлян. За такие "заслуги" 118-й батальон снискал славу одного из самых жестоких и был отправлен в Беларусь, на борьбу с партизанами.
"Начинаю я с ним разговаривать по поводу расстрела старосты и его семьи, показываю ему фотографии его возможных сослуживцев. Он без запинки о каждом рассказал все в деталях. Кто при каком звании, чем занимался, абсолютно все. Но, один нюанс - все фамилии перепутал. Что-то ты, думаю, не договариваешь, друг. А он все твердит, мол, я мосты охранял, склады, в карательных операциях не участвовал. Я начинаю поглубже копать, задавать неудобные вопросы, а он демарш устраивает, мол, я - ветеран, уважаемый человек на заводе. Ну, думаю, это точно крупная птица мне попалась, раз такое запел. Тут я и уговорил руководство, что надо с ним ехать в Беларусь, пускай на месте все рассказывает, наверняка он не так уж прост, как кажется".
"Пока ехали, я сразу заметил, что противник мне достался очень опытный, перепроверял меня, задавал наводящие вопросы. Выделили мне следователя и мы с Сахно втроем поехали по местам предполагаемых преступлений. На допросе говорит одно, приезжаем, а там ничего не сходится, все не так. В протокол внести не можем, значит и привлечь не можем. В общем, таким образом половину Беларуси объехали, а он нас все вокруг да около водит. Что самое интересное - возил нас везде, но только не в Хатынь. Чуть что, сразу - тридцать лет минуло, разве ж я все вспомню. А сам прекрасно переводит с немецкого и польского, хотя и семь классов образования. Чуть было крест на нем не поставили".
"Сахно придерживался очень хитрой тактики - давал показания на тех, кого уже не было в живых, чтобы они на него в ответ ничего показать не смогли. И тут сидим мы на допросе, у меня куча дел, я смотрю, а он на них косится. Ага, думаю, значит считает, что дела по нему. Ну я и давай уже наугад, перелистываю, закладки делаю, сам его слушаю. Он занервничал, вспылил, мол мы ему не верим. Говорит, что у него от волнения полные ботинки воды уже. А я ему и рассказал, что на детекторе лжи определяют вруна, потому как у него в первую очередь потеют ноги. Тут он призадумался".
"И тут я, перечитывая протоколы допросов всех причастных к 118-му батальону наткнулся на то, как один немец упоминает о высоком блондине украинце, не из западной части. Кличка у него была "Махно", а играл он в батальонной команде под девятым номером. Ну значит, пошли мы с ним ужинать. Он такой, можно, мол, водочки выпью. Я разрешил, а сам давай его разговаривать. Завел речь про футбол, киевское "Динамо", сборная СССР. Сам, говорю, в защите играл. Ну тут он не выдержал и заявляет - да я знаешь как в батальоне играл, лучшим игроком был, чистая девятка! Разговариваю его дальше. Начали про клички футболистов, у кого какие на поле. Ну пока суть да дело, он и говорит - никогда, мол, не угадаешь, какая у меня была. Я стал перебирать, все не то. Ну он и заявляет - фамилия моя Сахно, а кличка была Махно. Вот так я и удостоверился окончательно, что это он сжигал Хатынь. Ну а позже он и признательные показания дал, осознав, что его уже загнали в угол. Так и сказал, что многое в жизни было, но такого как Хатынь невозможно забыть никогда".
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.