Найти тему
#di_vito

ТРИ ЦВЕТА.

Трилогия польского кинорежиссера Кшииштофа Кесьлёвского.

Легендарная картина в трех частях, названных по цветам, якобы, французского флага: СИНИЙ, БЕЛЫЙ, КРАСНЫЙ.

Разобрана на цитаты, стала учебником для последующих кинопоколений, фестивальный фаворит, - шедевр, одним словом.

СИНИЙ
СИНИЙ

Честное слово, понятия не имел, что наши кинопрокатчики разразились идеей реанимировать эту картину для широкой публики и запустили в конце февраля 2022-го ретропоказы по всей стране.

КРАСНЫЙ
КРАСНЫЙ

Упс, не знал!..

БЕЛЫЙ
БЕЛЫЙ

Я просто пью кофе.

Знаю, много людей по утрам пьет кофе. Но мое утро, почти каждый день, начинается с этого кадра: крупно рука, кубик сахара медленно намокает черной жидкостью, секунды – и падение в чашку.

Это СИНИЙ. Я его не видел. Никогда. Но откуда-то этот кадр во мне живет. И очень давно. Мало того, я вспоминаю какое-то интервью.

Голос: «Время, за которое сахар наполняется кофе, очень важно; я рассчитал, что оптимально 7 cекунд; мы подбирали кусочки, глубину, на которую опускать кубик; снимали очень крупно несколько дублей, пока не добились этих 7 секунд».

СИНИЙ. Сахар
СИНИЙ. Сахар

Если быть скрупулезным, там не ровно 7, а чуть больше - 6,12 секунды для видео (25 кадров/секунду) и 7,08 секунды для киноформата (24 кадра/сек). Так что точнее сказать, что там ровно 170 кадров.

ПОВТОРЯЮ:

  • Я не знаю, каким образом этот ГОЛОС попал в мою голову.
  • Я не знал, чей это ГОЛОС. И сейчас не уверен, что знаю.
  • Я не знал, что это сцена из «СИНИЙ». Я не видел этот фильм.
  • И не знаю, как могла эта сцена отпечататься в моей памяти.

Пусть это мистика, но вот уже много лет я живу с этим странным знанием скорости, количества, объема, крупности кадра. И пью кофе, иногда пытаясь повторить этот трюк.

Конечно, я догадываюсь, что это было интервью с Кшиштофом Кесьлёвским...

Кшиштоф Кесьлёвский (1941-1996г.г.)
Кшиштоф Кесьлёвский (1941-1996г.г.)

Но, возможно, и с оператором - Петром Собоциньским...

Пётр Собоциньский (1958 — 2001г.г.)
Пётр Собоциньский (1958 — 2001г.г.)

Догадываюсь, что, раз уж автор уделял такое внимание кусочку сахара, то и критики распотрошили все эти 170 кадров на психологические, исторические, философские, технические и прочие внутренности.

И хотя мне так и не удалось найти само интервью, уверен, что анализ картины проведен многократно и с разной степенью вожделения.

Я остановлюсь на другом эпизоде.

Старики в трилогии «ТРИ ЦВЕТА: СИНИЙ, КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ»

СИНИЙ. Сцена со старухой
СИНИЙ. Сцена со старухой

Мне страшно нравится прием В. Набокова, в котором он как-то сам признался: случайный персонаж, втиснувшийся между строк, ниоткуда появляется и исчезает навсегда, не вернется нигде даже намеком. Прохожий.

БЕЛЫЙ. Сцена со стариком
БЕЛЫЙ. Сцена со стариком

Я их обожаю. Хоть и регулярно обманываюсь, выискивая их по окончании чтения, возвращая страницы к началу.

Эти прохожие врываются в повествование каким-то свежим вихрем. Как запахи, вспышки солнечных пятен. То, чего мы, увлеченные собственными переживаниями, не замечаем, но они есть, живут своей – параллельной жизнью, не менее важной, чем наша.

И оттого такие персонажи сюжет оживляют. И часто они – образы более глубокие, чем любой самый искусно придуманный.

В СИНЕМ, КРАСНОМ и БЕЛОМ есть такие – это старики.

В СИНЕМ и КРАСНОМ – французская бабушка.

А в БЕЛОМ – старик.

Во всех трех эпизодах герои повествования случайно замечают их и наблюдают со стороны. И только в КРАСНОМ сцена заканчивается тем, что девушка бросается помочь старушке.

Я не знаю, что означал для Кесьлёвского этот образ. Я попытаюсь поделиться своим впечатлением.

Но без знания определенных особенностей 1993-1994 г.г. (когда трилогия вышла на экраны) сам эпизод раскроется не в полном объеме.

А в середине 90-х я и сам сидел на месте героев и наблюдал за такими же точно европейскими пенсионерами.

 Фото автора - Лондон. август 1991.
Фото автора - Лондон. август 1991.

Сюжет всех трех эпизодов абсолютно одинаков: глубокие старики, почти не способные ходить, согбенные, пытаются выбросить в стеклосборник бутылку.

В Европе 90-х раскручивалась идея раздельного сбора мусора. Основные страны только что объединились в Евросоюз и пытались наладить общий стандарт защиты окружающей среды.

Практически во всех городах выставили зеленые баки – вот такие, как на экране Кесьлёвского – огромные, выше человеческого роста, с маленьким отверстием, закрытым резиновым клапаном.

СИНИЙ. Сцена со старухой. Мусоросборник
СИНИЙ. Сцена со старухой. Мусоросборник

Туда нужно было выбрасывать стеклотару. Иногда такой контейнер был разделен на три части с отдельными окошечками для бумаги, стекла и пластика.

Я видел их только в 90-е. Сейчас уже не замечал. Наверное, потому что теперь во всех крупных магазина можно сдать и алюминиевые банки, и стекло, и пластиковые бутылки. Просто кладешь на конвейер кверху этикеткой, и лазерный сканер автоматически считывает штрих-код.

Автомат, он называется ФАНДОМАТ (от немецкого слова "Pfandautomat", PFAND— залог) , выдает тебе чек, который можно обналичить на кассе.

Но тогда этого еще не было.

Я был во всех трех ситуациях:

1. сидя на солнышке, как и героиня Жюльет Бинош (СИНИЙ)

СИНИЙ. Жюльет БИНОШ
СИНИЙ. Жюльет БИНОШ

2. ночью, замерзая на лавочке, как герой Збигнева Замаховского (БЕЛЫЙ)

БЕЛЫЙ. Збигнев Замаховский
БЕЛЫЙ. Збигнев Замаховский

3. вечером посреди тротуара, как фотомодель в исполнении Ирен Жакоб (КРАСНЫЙ)

КРАСНЫЙ. Ирен Жакоб
КРАСНЫЙ. Ирен Жакоб

Думаю, только нам, полякам и русским, пережившим 90-е, до конца понятны эти эпизоды. Французы, наверняка, умилились и считывали их, как символ скоротечности красоты, жизни, проблем. Мол, все пройдет, Экклезиаст, суета сует...

Но в трилогии есть БЕЛЫЙ – а это Польша 90-х. Тот же бандитизм, что был и у нас, дикий рынок, когда можно выписать труп из России, купить-продать землю, за считанные дни разбогатеть и быть убитым.

Сцена из фильма "Три цвета: БЕЛЫЙ". Главный герой вернулся из Парижа домой - в Польшу
Сцена из фильма "Три цвета: БЕЛЫЙ". Главный герой вернулся из Парижа домой - в Польшу

А потому посмотрите на этот мусоросборник глазами восточноевропейского иммигранта.

СИНИЙ.
СИНИЙ.

Старуха, в которой и сил-то нет, покорно несет бутылку в мусоросборник. Едва дотягивается, но упорно заталкивает ее в резиновый клапан (СИНИЙ). Старик ради одной единственной бутылки вышел на улицу посреди ночи (БЕЛЫЙ).

БЕЛЫЙ
БЕЛЫЙ

Опять старуха посреди пустого тротуара, опять беспомощно тычет в зеленый контейнер стеклотарой (КРАСНЫЙ).

КРАСНЫЙ
КРАСНЫЙ

Символ одиночества? Бренности бытия? Бла-бла-бла...

Теперь взгляните на этих европейских бабулек глазами советского туриста: ночь, а они не боятся выйти на улицу. Высоко, а они упорно тянутся в окошко утилизатора. Глупо, а они послушно покорны.

В это время у нас пенсионеры искали такие бутылки, чтобы сдать и дотянуть на вырученные копейки до следующей пенсии. А в Югославии такие контейнеры были не нужны, потому что стеклотара – дефицит. В магазинах пиво продавали только в обмен на пустую бутылку. На выходе почти каждого супермаркета вас непременно окружала толпа студентов. Весело, но угрожающе просили бутылочку оставить им. Пей тут, далеко не уходи, мы бутылку подберем.

Стеклотара - это деньги! И вот так – как в КРАСНОМ – услышать звук падающего в контейнер и разбивающегося стекла… ну, довольно сильный образ.

Так что изгнанный из дома бывшей женой-француженкой иммигрант-поляк видит не совсем то, что видит европейский обыватель.

Тут какая-то смесь тоски, зависти, обиды, - почему у них так, а у нас иначе? Чем мы хуже? Кто виноват и что делать, - это само собой. Героини КРАСНОГО и СИНЕГО – француженки, они, конечно, не могут испытывать тех же чувств, что поляк из БЕЛОГО.

Но Кесьлёвский мог. И снимал безусловно имея опыт своей страны.

Тем более, что фильм был снят к Объединению Европы. Мало того, в СИНЕМ эта тема не только сюжетно, но даже музыкально подчеркивается. Погибший муж героини – композитор, смерть которого в автокатастрофе не позволила ему закончить симфонию к торжествам по случаю этого самого Объединения.

СИНИЙ. Кадр из фильма и фрагмент исполнения 9-й симфонии Бетховена - официального гимна ЕС
СИНИЙ. Кадр из фильма и фрагмент исполнения 9-й симфонии Бетховена - официального гимна ЕС

Кшиштоф, как большой художник, не мог испытывать только одну слепую радость по этому случаю. Наверняка, тревога от глобальных перемен пульсировала тоже. Хоть автор всячески и отрицал влияние политики, общественных проблем на свое творчество. Уверяя, что "занимается только описанием того, что внутри"...

А, действительно, способен ли художник скрыться от влияния политики и общественных проблем в своем творчестве? Всегда?..

Подпишитесь, пожалуйста, и я продолжу публикации:

https://vk.com/id678102519

https://www.youtube.com/channel/UCSS-UNiqCMdiY2MRw2irhIA

Подайте на хлеб автору, пожалуйста:

Спасибо!