Найти в Дзене
Дневник М и Ко

Должен ли учитель "идти навстречу ребенку" - должен

В звене «учитель – ученик» учитель выступает главным, а ученик его подопечным. Умение выстроить работу в этой цепочке определяет успешность работы для учителя и успешность обучения для ученика.

Но бывает так, что учитель не считает ученика подопечным, он считает себя главным, у которого есть власть. А власть это очень сладкое слово для некоторых категорий людей. И эта власть иногда бывает слаще материального вознаграждения за труд.

- Марьстепанна, я урок не выучил …

- Два!

- Марьстепанна, я тетрадку дома забыл, у меня …

- Два!

- Сергейсаныч, я …

- Два! И без мамки в школу не являйся!

Чаще, конечно, такие ситуации можно увидеть в обычной жизни, когда вместо этих Марьстепннов и Сергейсанычей выступают люди других профессий. Но там отношения взрослого и взрослого, а в школе взрослые люди работают с детьми. Дети это и есть дети со всеми своими возрастными "завихрениями".

Что такое «пойти навстречу»

По факту, это просто разобраться в случившейся ситуации и поспособствовать ее разрешению. Не пустить на самотек, а именно поспособствовать.

- Я урок не выучил!

И нельзя после этой фразы ставить два, чтобы потом не было неудобно, когда выясняются факты.

Почему не выучил урок?

  • учитель мог забыть, что ученика не было на прошлом уроке, к примеру, из-за болезни, а потому он не разобрался с темой самостоятельно
  • ученик мог действительно забыть про домашнее задание, которое учитель сказал «между дел», не заострив на нем внимание
  • ученик мог не понять, как выполнить домашнее задание
  • у ученика могли быть семейные обстоятельства в виде не самых ответственных родителей и очередного Дня «хоть чего»

Почему ты не выучил? – обязательно спросит учитель.

А дальше – всё уже зависит от ответа ученика.

- Я не понял.

- Что ты не понял?

- Я всё не понял.

А это уже проливает свет на причину. Скорее всего, ученик даже и не собирался делать урок.

Совершенно другая реакция будет на такой ответ:

- Я вот досюда сделал, а вот тут не понял задание.

Можно вполне поверить.

Или другая ситуация:

- Почему ты не выучил слова?

И тут ответ «Я не понял» уже совсем не подходит. Тут нужна какая-то другая причина.

- Я не понял, как их произносить правильно.

И ведь не проверишь, может быть действительно не понял. Это такой ученик, которому учеба до одного места, а потому ради поиска истины он не пойдет в Интернет, и не будет там искать «как правильно произнести». Наказать его двойкой?

А смысл?

В обоих случаях учитель, скорее всего, скажет:

- Я даю тебе возможность реабилитироваться на следующем уроке.

И вот тут уже совесть учителя будет полностью чиста.

Не понял, как читаются слова? Мы сейчас их отчитаем, другие дети расскажут, а потом ты еще раз их прочитаешь.

Не понял, как выполнять задания? Так у нас на уроке как раз есть время на «разбор пройденного», где более ответственные ученики докажут, что материал прошлого урока был вполне корректно дан.

Мать постирала штаны, а потому не сходил до своего товарища, чтобы узнать домашнее задание, так как на телефоне не было денег? Второй раз такая история уже вряд ли прокатит, так как вредно стирать штаны каждый день (для штанов).

А вот уже не следующем уроке …

Если забыл тетрадь или учебник

Что в этом крамольного? Пару раз за четверть вполне можно. Все мы люди, все мы человеки.

- Где у тебя тетрадь?

- Я дома забыл.

«Первый раз прощается, второй раз запрещается …».

- Доставай листочек, а потом дома перенеси в тетрадь.

А вот если три раза подряд забыл, то два, естественно, не ставится, а проводится работа, в ходе которой чуть-чуть повышается сознательность ученика (и возможно даже его родителей).

Ученики часто обращаются с просьбой. Я всегда нормально на это реагировал, а потому ученики не боялись подходить ко мне до урока с целью «А можно я …?»

Шел навстречу.

Да и какой бы смысл был не идти? Поставил бы я эту двойку. И чего? В следующий раз ученик уже не станет подходить, а будет надеяться «авось пронесет». И в результате - пробел.

***

Показывать свою власть – это не наш метод, Шурик. Учитель – человек. И ученик – человек. Как-то же они могут договориться, если общаются на одном языке?

Или не так? Или учитель должен быть своеобразным диктатором, который наказывает за малейший проступок?

Быть диктором - легко. Быть понимающим и предпринимающим - гораздо сложнее.