Найти тему
кНИЖный район

НИКОЛАЙ ГРЕЧ: СВЕТ И ТЕНИ СУДЬБЫ

Н.И. Греч
Н.И. Греч

Честное имя в наследство

Предки русского писателя и филолога Николая Ивановича Греча (1787-1867) были родом из Богемии. В середине XVII столетия его прапрадед в числе других протестантов, преследуемых католиками, бежал в Германию. Дед, Johann Ernest Gretsch (Иван Михайлович Греч), родился в Кенигсберге. В царствование Анны Иоанновны одаренный молодой человек, выпускник Лейпцигского университета, был приглашен в Россию. Здесь он получил должность профессора истории и нравоучения в Сухопутном Шляхетском кадетском корпусе. В числе его учеников были генерал-фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, генерал-прокурор Александр Беклешов, пермский губернатор, тайный советник Карл Модерах, знаменитый русский актер, переводчик, драматург Иван Дмитревский, литераторы Михаил Херасков и Александр Сумароков. В последние годы жизни Иван Михайлович подбирал книги для библиотеки и преподавал всемирную политическую историю великой княгине Екатерине Алексеевне (будущей Екатерине II).

«В начале жизни школу помню я…»

Получив первоначальное образование дома под руководством любящей матушки, Николай Греч в 1801 году был зачислен в Юнкерскую школу при Сенате. Через два года за неимением средств подал прошение об увольнении и поступил на службу. По протекции своего родственника Г.Х.Безака был принят секретарем в статистическое отделение Министерства внутренних дел.

Осознав, что его гораздо больше привлекает преподавательская деятельность, без сожаления оставил гражданскую службу и стал посещать в качестве вольнослушателя лекции в Педагогическом институте (1804-1807). Вскоре семнадцатилетний юноша поступил учителем русского языка, географии и истории в частный пансион Г.Г. Бочкова.

Памфлет «Германия в глубоком унижении своем»
Памфлет «Германия в глубоком унижении своем»

3 июля 1804 года дал свой первый урок и считал эту дату началом литературной и педагогической службы. Через год Греч начал преподавать русский язык в модном тогда женском пансионе Марии Христиановны Ришар, а в 1806 году уже служил учителем в известной частной школе госпожи Мюссар.

В эти же годы он вступил на зыбкую литературную стезю. В «Журнале российской словесности» был опубликован его первый печатный труд – статья «Синонимы. Счастие, благополучие, блаженство» (1805). Вскоре был напечатан выполненный им с немецкого языка перевод памфлета «Германия в глубоком унижении своем» (1807).

Грамматист Николай Греч

Более полувека неутомимый ученый писал книги, учебники, хрестоматии и статьи для читателей разного круга. Прославился как автор пособий по русской грамматике, которым В.Г.Белинский дал высокую оценку: «Г-н Греч написал несколько грамматик, из которых хотя ни одна не уничтожает живейшей потребности лучших учебных книг, но которые все принадлежат к лучшим сочинениям в этом роде. Скажем более: его грамматики суть важные явления в истории нашего языка, и с них начинается основательнейшее его изучение».

«Задачи учебной русской грамматики» Н.И. Греча
«Задачи учебной русской грамматики» Н.И. Греча

Труды языковеда, его активная издательская и редакторская деятельность способствовали упорядочению русского правописания, укреплению орфографии, разрешению некоторых спорных вопросов русского письма.

Широкую известность получил следующий случай. Император Николай I, встретившись с филологом однажды на улице, спросил его:

- Скажи, пожалуйста, Греч, чему служит в русской азбуке буква «ѣ»?

- Она служит, Ваше Величество, как знак отличия грамотных от неграмотных, – последовал остроумный ответ.

«Наш век – торгаш»

Николай Греч владел собственной типографией, был опытным журналистом и редактором, издателем газет и журналов, игравших важную роль в русской литературной жизни XIX века: «Гений времен» (1808-1809), «Журнал новейших путешествий» (1809-1810), «Европейский музей» (1810), «Сын отечества» (1812-1839), «Русский вестник» (1841-1844, вместе с Н.А.Полевым), газета «Северная пчела» (1825-1860, вместе с Ф.Булгариным).

Всю жизнь он удачно совмещал словесность и коммерцию, о чем злословили его собратья по перу. Так, весьма едкую характеристику дал ему поэт А.Ф.Воейков в сатирической поэме «Дом сумасшедших», где Греч был выведен под именем Плутова:

Вот Плуто́в – нахал в натуре,

Из чужих лоскутьев сшит.

Он – цыган в литературе,

А в торговле книжной – жид.

«Умру, как истинный сын отечества!»

Журнал «Сын Отечества», 1815г.
Журнал «Сын Отечества», 1815г.

Журнал «Сын отечества», созданный Н.И.Гречем, занимал одно из первых мест среди русских печатных изданий. В годы расцвета тираж еженедельника достигал 1200-1800 экземпляров – поистине огромная величина для русской прессы начала XIX века. На страницах издания в 1812-1825 гг. публиковались лучшие российские авторы: Константин Батюшков, Николай Гнедич, Александр Грибоедов, Гавриил Державин, Василий Жуковский, Иван Крылов, критик и журналист Орест Сомов, юрист Александр Куницын и др. «Сын отечества» знакомил читателей с творчеством Пушкина, печатал его стихи и отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». Великий русский поэт опубликовал здесь в 1815 году одно из первых своих стихотворений «Наполеон на Эльбе».

Во время войны 1812 года в журнале впервые были напечатаны фрагменты «Писем русского офицера» Ф.Н. Глинки, а также басни И.А. Крылова «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица».

Н. И. Греч. С гравюры Райта, 1838г.
Н. И. Греч. С гравюры Райта, 1838г.

Названием для печатного издания послужили слова из письма брата издателя Александра Греча, служившего в 1812 году в армии и умершего от ран, полученных в Бородинской битве: «Сражение при Смоленске было кровопролитное и ужасное. Подле меня убит друг мой, Ольхин. Чувствую, что не переживу другого сражения. Ты спрашиваешь, не нужно ли мне чего-нибудь. Пришли, сделай милость, хорошую зрительную трубку, чтоб я мог лучше различать неприятеля и наводить орудия. Умру – но умру, как истинный сын отечества!»

Русский литератор и педагог И.Н. Лобойко вспоминал, что «журнал Греча «Сын отечества» со времени его издания в октябре 1812 года до 1825 года был первенствующим русским журналом. Сочинитель, которого статья была в нем напечатана, мог уже считать на авторскую известность и внимание книгопродавцев…»

«Какой пример подаете вы молодым литераторам?»

На репутацию Николая Греча негативно повлияли его многолетние деловые и дружеские отношения с Фаддеем Булгариным, фигурой авантюрного начала, агентом и проводником идей Третьего отделения (политической полиции тогдашней России). Не зря Вяземский метко охарактеризовал последнего «зайцем, который бежит между двух неприятельских станов».

«Нет ни одного человека в Москве, который бы умел врознь понять Минина и Пожарского так, как нет ни одного человека в Петербурге, который бы умел понять врознь Булгарина и Греча», – писал А.И. Герцен.

А Пушкин в памфлете «Торжество дружбы...» отмечал, что Булгарина и Греча связывает «сходство душ и занятий гражданских и литературных».

Неоднозначный юбилей

27 декабря 1854 года по инициативе Императорской публичной библиотеки отмечался полувековой юбилей литературной деятельности Н.И. Греча. Гости собрались на торжество в обширных залах 1-го кадетского корпуса, где 24 года служил дед юбиляра, где родился его отец. Распоряжались празднеством генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, сенатор А.М. Княжевич, поэт и чиновник В.И. Панаев, живописец, скульптор и медальер, граф Ф.П. Толстой. Зачитывались поздравления и приветственные адреса.

Педагог и литератор,

Наш грамматик, романист,

В сходках дружеских оратор,

Журналист и юморист,

Муж добра, друг правды, чести,

Старец, полный юных сил,

Все дары, все свойства вместе

Ты в себе соединил, –

И пока в стране родимой

Не умрет родная речь, –

Будет жить и всеми чтимый

Николай Иваныч Греч!

(Владимир Зотов)

Революционер-демократ Н.А. Добролюбов, тогда еще студент Главного педагогического института, откликнулся на годовщину Греча провокационным стихотворным посланием. В нем пылкий юноша не только дал волю своему негодованию, направленному на реакционеров в литературе, на демонстрируюшую преданность престолу «Северную пчелу», но и выступил против лжепатриотизма, продажных писак и царских идейных прислужников. Произведение было отправлено молодым автором во все петербургские редакции и самому юбиляру. В язвительно-насмешливых стихах была упомянута вся прежняя деятельность Греча – автора учебников по грамматике и географии, рептильного (продажного) писателя и журналиста:

…Вы в географии мешали
Восток и Запад меж собой;
Фаддея с Гоголем равняли
Уча словесности родной…

Вы и историю нам дали,
Чужой издавши перевод,
Где много мест вы пропускали,
Чтобы не знал их наш народ…

И на позорище журнальном
Вы подвизались много лет:
Кто чище вас – вы звали сальным,
Ложь правдой звали, мраком – свет.

Заслуг таких не мог, конечно,
Ваш добрый барин позабыть, –
И вот он дал чистосердечно
Свое согласье – вас почтить

Формально громким юбилеем,
Как генерала подлецов.
«И мы, дескать, ценить умеем
Заслуги преданных рабов!»

…И рад наш Греч… Но рано, рано
Ты поднял знамя торжества!
Не всем довольно слов тирана,
Чтобы признать твои права!

По поводу этого стихотворения Добролюбов обмолвился в письме от 18 июня 1855 года двоюродному брату М. И. Благообразову: «Ты знаешь, что я писал прежде стихи. Знаешь также, что я приверженец новой литературной школы и что подлости старичков, подвизающихся в «Северной Пчеле», раздражали меня как нельзя более. В начале нынешнего года (т. е. академического) представился мне случай отомстить одному из них, Гречу. Я написал пасквиль на случай его юбилея, и стишки разошлись по городу весьма быстро. Их читали на литературных вечерах, их хвалили профессора наши, не зная еще автора...».

Сатира, посвященная Гречу, не была простой шалостью или остроумной выдумкой, – это было серьезное политическое выступление, едва не стоившее автору карьеры. Дело дошло до директора института Ивана Давыдова. В комнате Добролюбова провели обыск, нашли черновики крамольного стихотворения с помарками и поправками, выдававшими сочинителя. Неблагонадежного студента посадили в лазарет, заменявший карцер. Директор устраивал ему допросы, кричал, грозил исключением из института и даже ссылкой в Сибирь. Как верноподданный, он обязан был донести о своих находках Третьему отделению. Дело принимало серьезный оборот. Добролюбов решил уехать на родину и даже подал прошение об увольнении, но ему не дали хода. Институтские профессора хлопотали за него. И директор не стал раздувать историю, которая бросала тень на вверенный ему институт.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Н.И. Греч до конца жизни оставался протестантом-лютеранином, но при этом осознавал себя русским патриотом. В «Воспоминаниях о моей жизни» он отмечал, что брат матери, Александр Яковлевич Фрейгольд, научил его быть русским, «потому что сам был истинно русский человек, душою и сердцем».

Н. Греч в своем кабинете. Рис. В. Тимма.
Н. Греч в своем кабинете. Рис. В. Тимма.

С 1837 по 1840-е гг. Греч часто ездил за границу, публикуя в «Северной пчеле» путевые письма. Возможно, что при этом он выполнял правительственные поручения, собирая разного рода информацию. За рубежом его считали русским агентом, и однажды в Париже в 1844 г. кто-то разнес по разным лицам его визитные карточки с надписью на французском языке «Великий русский шпион» (в другой версии – «Первый шпион его императорского величества»).

Греч поддерживал близкое знакомство и дружеские отношения с Г.Р. Державиным, Н.М. Карамзиным, И.А. Крыловым, Н.И. Гнедичем, П.А. Вяземским, А.С. Пушкиным, А. Н. Олениным, А.С. Грибоедовым. За рубежом познакомился и сблизился со многими знаменитостями: И.Гете, В.Гумбольдтом, Т.Муром, Ш.Талейраном, В.Гюго, А.Дюма. В последние годы жизни деятельно помогал В.И. Далю, с которым был знаком на протяжении тридцати лет, в работе над «Толковым словарем».

Сенковский, Греч и Булгарин у книжной лавки Смирдина.
Сенковский, Греч и Булгарин у книжной лавки Смирдина.

27 января 1837 года, когда А.С. Пушкин стрелялся на дуэли, Н.И. Греч оплакивал своего безвременно скончавшегося 17-летнего сына. Узнав о смертельном ранении великого русского поэта, он только и смог произнести: «Велика, ужасна моя потеря, но потеря Пушкина Россиею ни с какою частною горестью не может быть сравнена. Это несчастье нашей литературы! Это народная утрата!»

Борель П.Ф. Возвращение Пушкина с дуэли. 1885г.
Борель П.Ф. Возвращение Пушкина с дуэли. 1885г.

Был одним из ведущих литературных критиков, введя в обиход новый критический жанр – годового обозрения. Как рецензент одним из первых оценил «Горе от ума» Грибоедова и «Цыган» Пушкина. Считал «Героя нашего времени» Лермонтова превосходнейшим произведением, вопреки негативному восприятию книги многими критиками.

Самые значительные литературные произведения Греча – эпистолярный роман «Поездка в Германию» (1831), в котором описывались нравы и обычаи обрусевших петербургских немцев – ремесленников и аптекарей, и «Черная женщина» (1834), сочетающая романтически усложненный сюжет с чертами авантюрно-нравоописательного романа из светской жизни.

Роман Н.И. Греча «Черная женщина»
Роман Н.И. Греча «Черная женщина»

В 1849 году Н.И. Греч начал писать воспоминания «Записки о моей жизни» (остались незавершенными, изданы в 1886 г.). В 1855-1857 гг. он написал «Воспоминания старика», посвященные декабристскому движению.

Николай Греч был близок к литературному кружку «Арзамас», состоял членом многих литературных и научных обществ, был одним из инициаторов и руководителей Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения (1818). В знак уважения к «полезным трудам... на поприще отечественной словесности в 1827 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Также был иностранным членом Упсальской академии наук, Вашингтонского национального института для распространения наук, Франкфуртского филологического общества.

Греч Николай Иванович около 1850г. С портрета художника В.Д. Орловского.
Греч Николай Иванович около 1850г. С портрета художника В.Д. Орловского.

С 1854 г. Н.И.Греч – почетный член Императорской публичной библиотеки (ныне РНБ). Он поддерживал организацию национального книгохранилища, дарил учреждению книги и рукописи, высказывал соображения по поводу создания каталогов, регулярно печатал в «Сыне отечества» и «Северной пчеле» известия из публичной библиотеки и материалы отчетов. При его содействии была приобретена коллекция изданий о революциях 1848-49 гг. в Европе.

-15

12 (24) января 1867 г. на 80-м году жизни Николай Иванович Греч скончался. Отпевали его в лютеранской церкви св. Петра (Петрикирхе). Похоронили на Волковском лютеранском кладбище. До настоящего времени хорошо сохранилась его могила в северо-западной части некрополя, уцелел гранитный постамент, а вот крест утрачен. По поводу кончины Н.И.Греча его современник, историк литературы А.В.Никитенко высказался так: «Несмотря на некоторые черты характера и поступки, которые не раз восстановляли против него общественное мнение, Греч все-таки был замечательный деятель в литературе и человек с несомненными способностями и заслугами. В последнее время он был у нас почти забыт; но это участь многих из наших знаменитых людей. Им надобно умереть, чтобы о них вспомнили и их оценили».

Могила Н.И. Греча на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
Могила Н.И. Греча на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.